Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Воспитатель!
Ты открываешь ребенку неизведанный мир!
Постарайся, чтобы он был расцвечен
Яркими красками, полон музыки и добра!
Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
Содержание проектно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей.
Все это привело нас к выводу о том, что необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, вызвал желание детей добывать знания самостоятельно.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который для дошкольных учреждений, на данный момент, является инновационным, т.к. позволяет осуществлять интегративный метод обучения.
В качестве формы интегративного процесса нами используются совместные тематические творческие проекты. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, объединяем их вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.
Программа «Шаг в природу!» направлена на организацию проектно-исследовательской работы дошкольников на основе экологического материала.
1. Коллективный исследовательский проект «Как картошка хороша!»
Цель: формирование у старших дошкольников естественно-научных знаний и представлений, осуществление проектно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Задачи:
2. Совместная работа детей и педагога над проектом.
3. Презентация индивидуальных исследовательских проектов в рамках группового проекта «Секреты наших растений»
Содержание и структура детского экспериментирования в рамках информационно-исследовательского проекта: совместная деятельность педагога и воспитанников организуется два раза в неделю в центре экспериментирования. Включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность по тематическим проектам и игры – экспериментирования по интересам детей.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года, на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности: те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Автор: Мирошниченко Юлия Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт», Томский район Томской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Юлия Александровна! Объёмная, многоплановая программа (хотя иногда и спорная), представленная Вами, поможет тем, кто ещё раздумывает о том, чем можно занять детей в ДОУ, когда, казалось бы, всё уже испробовано. Есть интересные темы, наблюдения, опыты. Спасибо за материал.
Проектно-исследовательская деятельность самая сейчас актуальная в ДОУ. Спасибо Юлия Александровна! Ваш опыт мне понравился. 5.
Уважаемая Юлия Александровна!Вы-молодец,что работаете с детьми по проектно-исследовательской деятельности. Потому что экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.Удачи!