Регистрация

НОД по теме «Воздух-невидимка»

  • 16 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В процессе организации НОД дети узнают о значении воздуха, происхождении ветра (его разновидностях), через самостоятельно проведённую экспериментально-исследовательскую деятельность. Предназначен для дошкольников среднего возраста.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», « Социализации», « Художественное творчество». Данное мероприятие разработано в соответствии с ФГТ, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о понятии «воздух», его свойствах («Познание»).
  2. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас. («Познание»).
  3. Закрепить у детей знания о таком природном явление как ветер, причинах его возникновения («Познание»).
  4. Воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру. («Социализация»).
  5. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях. («Социализация»).
  6. Развивать свободное общение с детьми и взрослыми. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь. Обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый. («Коммуникация»).
  7. Формировать желание раскрашивать картинки. («Художественное творчество»).

Методы и приемы:

  • Практические: опыты с воздушными шаром, трубочками, перышками, мыльные пузыри;  рисование «Ветреная погода».
  • Наглядные: иллюстрации и картинки ветреной и безветренной погоды.
  • Словесные: художественное слово, беседа, вопросы.

Предварительная  работа:

  1. Проведение опыта с соломинкой и с водой «Образование волн и бури»;
  2. Рассматривание листочка под микроскопом, нахождение дырочек-отверстий, через которые дышит растение;
  3. Начало проведения опыта «Каким мы дышим воздухом?».
  4. Наблюдение за ветренной и безветренной погодой на прогулке.
  5. Загадывание загадок о воздухе и природных явлениях (ветер, ураган).
  6. Чтение информационного материала по теме «Воздух и его свойства» в детской энциклопедии «Все обо всем».
  7. Рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления».

Ход мероприятия

 I часть.

  • Воспитатель предлагает отгадать ребус со словом «воздух». 
  • Беседа о воздухе. Воздухом дышат растения и животные. Мы каждую секунду вдыхаем и выдыхаем его. Поднесите ладошку к носу, что вы чувствуете?

II часть.

Воспитатель предлагает детям проделать опыты.

  • Опыт 1. Берем стакан вверх дном и медленно опускаем в прозрачную миску стакан, держим ровно. Вывод: в стакане есть невидимка-воздух, он не пускает туда воду.
  • Опыт 2. Берем стакан вверх дном и опускаем в прозрачную миску, но теперь уже держим не прямо, а немного наклонив. Видим пузырьки воздуха. Вывод: воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
  • Опыт 3. Воспитатель надувает мыльные пузыри. Дети объясняют, что внутри мыльного пузыря находится воздух.
  • Опыт-разминка 4. Воспитатель предлагает детям надуть воздушные шары. Ребята выпускают воздух из шариков. Воспитатель обращает внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его и тот начинает двигаться. Если отпустить шар он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Увидеть невидимку-воздух нельзя, а вот узнать о нем, когда он движется можно. Кода невидимка-воздух начинает двигаться, люди называют его ветром.
  • Опыт 5. «Буря в стакане воды». Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети проделывают опыт. Воспитатель рассказывает о разновидностях и о пользе ветра, о электростанциях, которые вырабатывают электричество за счет силы ветра.
  • Опыт 6. Каждому ребенку дается перышко. Воспитатель просит подуть на него. Что происходит с ним? Что происходит с перышком, если нет ветра? А если очень сильный?

Рассматривание картин и определение погоды. Предлагается раскрасить картинки с ветреной погодой. Под звуки ветра воспитатель выносит различные надувные предметы: мяч, спасательный круг, колесо. Дети вместе с воспитателем делают выводы:

  • все надувные предметы легкие,
  • воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
  • Опыт 7. Воспитатель вносит стаканчики с наклеенным скотчем, и сравнивает их по чистоте.  Вывод: воздух необходимо оберегать от загрязнения – применять фильтры в производстве и быту

III часть.

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: воздух прозрачный, через него мы все видим. Он легкий, находится вокруг нас. Без воздуха не сможет быть жизни на земле. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.

1. Отгадываем ребус

Отгадываем ребус

2. Буря в стакане воды

Буря в стакане воды

3. Опыт 7

Опыт 7

Список литературы.

  1. «Пособие по экологическому образованию дошкольников», Рыжова Н.А, издательство г. Москва, 1998 г.
  2. «От осени до лета», Владимиров Л.А., издательство «Учитель» г. Волгоград, 2003 г.
  3. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста», Горбатенко О.Ф., издательство «Учитель», г. Волгоград, 2003 г.

Автор: Борзова Светлана Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 394, г. Самара. Стаж педагогической деятельности 24 года.

4.3 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 26)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 16.02.2013 в 21:29

Интересное интегрированное занятие. Много различных опытов. От меня 5 . Приглашаю познакомиться с моим опытом.

Ануфриева Ирина Викторовна 17.02.2013 в 00:12

Уважаемая Светлана Анатольевна, как жаль, что такое прекрасное занятие вы представили чисто схематично, вся вступительная часть (задачи, методы и приёмы, предварительная работа) по объёму даже больше, чем весь конспект НОД. Хотелось бы, чтобы был приложен и ребус, и беседа о воздухе, и все ваши слова-комментарии при переходе от одной деятельности к другой… Вы, наверное, поспешили… Удачи Вам на будущее!

Елена Солонько 17.02.2013 в 18:46

Хорошая работа.

Ирина Николаевна 18.02.2013 в 23:40

Уважаемая Светлана Анатольевна! Данное занятие, наполненное опытами, интересно и полезно для детей, информация доступная, конкретная, ёмкая. Удачи!

Светлана Борзова 19.02.2013 в 09:33

Большое спасибо, за оценки моей работы... Весь подробный конспект в Приложении

Инга Полежаева 20.02.2013 в 21:37

Оличное занятие, интересные опыты!!! Приглашаю Вас ознакомиться с моим проектом...

Инесса, Анастасия 01.03.2013 в 18:29

Пятёрочка!!! Удачи!!!

Ирина Владимировна 03.03.2013 в 21:38

Уважаемая Светлана Анатольевна! В вашем занятии представлены интересные, доступные детям опыты.Удачи!

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 05:27

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:17

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!