Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех – семи лет. Одним из наиболее эффективных методов познания окружающего мира является моделирование, которое основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками – моделями (от лат. modulus – «мера, образец») и направлено на успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
В работе с детьми выделяются следующие этапы овладения детьми моделями:
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Работая с моделью, дети, осваивают то, как реально существующие компоненты можно заместить с помощью условных обозначений.
На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, установление связи функционирования. Используя схематические модели при ознакомлении с деревьями, дети легче запоминают части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), узнают, какую пользу они приносят человеку. Применяя модели при ознакомлении с насекомыми, легко усваивают, что насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, крылья.
На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, сформировать умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Например, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т.д.
Третий этап: самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Таким образом, демонстрация моделей облегчает познание детей и позволяет их научить выделять основные свойства и отношения, существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными областями (см. Приложение 1, таблица 1).
Определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира, выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка помогаютследующие методики:
Таким образом, метод моделирования развивает познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связив системе «человек – природа» и в самой природе, дает возможность раскрыть важные особенности объектов природы, сформировать знания о природном мире обобщенного характера.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства Образования и Науки РФ № 655 от 03.11.2009 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Е.Г. Андреевская. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.URL:http://paganel.info/index.php?option=com_content&view=article&id=114&Itemid=98
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересные разработки! Очень яркая презентация - сама люблю осень! Введение моделей в образовательный процесс - интересный приём. Вам 5 звёзд! Познакомьтесь с моим опытом.
Здравствуйте, тезка. Ваша работа очень подробная, многоплановая. А ваше занятие думаю будет интересно для многих воспитателей. Отлично +5. Заходите в гости на страничку.
Хорошая работа! + 5 от меня. Интересно. Необычно. Познавательно. Успехов в конкурсе!