Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Проблема активности личности как одна из важнейших её сущностных характеристик сегодня. Активность – это динамизм личности, инициатива, гибкость, чуткое улавливание ситуации, конструктивность действий преобразующее начало жизнедеятельности человека. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Любознательность, жажда новых впечатлений, стремление экспери-ментировать, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представления о взаимосвязи природы и человека. В совместной работе педагоги дают ребёнку возможность добывать знания самостоятельно практическим путём приобретать опыт, размышлять, испытывать радость открытия.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Цель педагогической деятельности – обеспечение положительной динамики познавательной активности дошкольников в совместной деятельности с взрослыми путём использования экспериментальных методов обучения.
Достижению этой цели служит решение задач:
В работе по развитию познавательной активности дошкольников педагог намечает следующие направления:
Основная задача первого направления – использование экспериментальных методов обучения – основной способ в развитии познавательной активности дошкольника. Это не увеличение количества знания, а путь их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка.
А задача второго направления заключается в развитии интересов к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремление к систематизации конкретных материалов вещей.
Экспериментальная деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.
Для развития этого вида деятельности в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами.
Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, который находится в доступном месте для детей. Каждая неделя посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Полезные вещи», «Животные и растения», «Космос» и другие.
После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Педагог не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребёнка: его отношение к природе, к деятельности человека, дети учатся работать сообща, общаясь друг с другом, объединённые целью.
Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности это даёт возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе, справляться с большим объёмом учебных заданий.
Приложение: Эксперименты дошкольников с водой.
Литература
1. Вернер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Л.А. Вернер//М., Просвещение, 1986.-155 с.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг./Н.Ф. Виноградова//М., 1993.-128 с.
3. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду.-2002.-№1
4. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду.-2003.-№3
5. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду.-2003.-№4
6. Кошкина Э.Е. Познавательная деятельность в детском саду/ Э.Е.Кошкина // Курск, 1995
7. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г.Морозова // М., Педагогика, 1983. – 224 с.
8. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии, познания, помощь, противоречие, конфликт / А.Н. Поддъяков // М., 2000. – 168 с.
Автор: Мацукова Наталья Николаевна, воспитатель 2 квалификационной категории детский сад № 29 «Рябинушка», г. Старый Оскол Белгородской области, педагогический стаж 12 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Николаевна, интересная, практически значимая тема. Работа интересна, современна, грамотно оформлена, чувствуется компетентность автора в теме. Удачи!
Наталья Николаевна, заинтересовалась Вашей работой! Прекрасный материал, отличное занятие! 5!!!! Удачи Вам))
Хороший проект, обучающий. Проводя самостоятельно опыты с водой, дети лучше усвоят её свойства. Одна из задач занятия - "воспитывать бережное отношение к воде". Как реализована эта задача? По-моему, в конспекте ничего о бережном отношении к воде не сказано. Можно было проинсценировать (или прочитать) стихотворение Б. Заходера «Течёт река», экологическую сказку Н. А. Рыжова «Жила-была река" и т. п.
Почему - то воспитатели, говоря об экспериментальной деятельности, почти всегда представляют разработки занятия с водой...Хотелось бы поподробнее узнать, как именно проходят занятия в мини-лаборатории.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.