Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Речь – одна из основных высших психических функций. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Использование интегрированных занятий в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, развивает экспрессивную речь.
Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области. Определяя содержание интегрированных занятий, необходимо ориентироваться на интересы, способности и возможности детей.
Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность. На таких занятиях у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, что позволит в дальнейшем выбрать доступную и интересную для себя деятельность, реализовать свои возможности в школьном обучении, безболезненно интегрироваться в современное общество.
При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры и являются более результативными.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и конструированию с использованием сказочных персонажей становятся более интересными и эффективными.
Таким образом, использование интегрированных занятий является одним из способов развития экспрессивной речи и познавательной деятельности у дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Автор: Шафеева Альфия Аркадьевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории; учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г. Нижнекамск, РТ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Занятие хороше. Но я бы это занятие назвала комплексным, а не интегрированным. Пишите про использование интегрированных занятий в комплексной системе преодоления речевых нарушений, а речевая задача только одна. Плюс: используете много приемов для самостоятельной работы. Приглашаю к себе на страничку.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.