Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Подготовка детей с ЗПР к школе становится особенно актуальной в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
У детей с ЗПР особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. Из – за недостаточно развитого фонематического слуха возникают трудности в различении фонем. Также у детей с ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности.
Главный принцип коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР – простота изложения и доступность материала.
Считаю, что использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.
Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. У дошкольника она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением, и оказывает влияние на развитие речи. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «Живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…». В силу этого игра выступает как мощное средство всестороннего развития и воспитания.
Игра может преобразовываться в педагогическое явление в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение для достижения определенных задач.
Введение в занятия по обучению грамоте игровых и сказочных персонажей позволяет решать одновременно целый комплекс педагогических задач: речевых и познавательных.
Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
Предлагаю рассмотреть конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи «По цветам Радужки» в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.
Список используемой литературы:
1. «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой, М.: «Просвещение», 1989 г.
2. Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно», Творческий центр «Сфера», М., 2004 г.
3. Нагорная Л.Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. – Спб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 160 с.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, «Просвещение», М., 2008.
Автор: Платонова Надежда Владимировна учитель-логопед, молодой специалист МДОУ – «Детский сад №26» - комбинированного вида, г. Муром Владимирской области, педагогический стаж 7 лет, награды – лауреат конкурса молодых специалистов «Признание» 2007 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Надежда Владимировна, спасибо за желание поделиться опытом. Удачи вам и творческих успехов!
Надежда Владимировна, Вы представили на конкурс практически значимое занятие. Многим воспитателям и логопедам будет полезно. Очень интересно, в игровой форме дети повторили буквы, соответствующие цветам радуги. Можно было выучить с детьми последовательность цветов радуги или повторить, если были знакомы раньше с помощью известной фразы: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".
Желаю успехов!
Светлана Александровна Крюкова
Работать с детьми с ЗПР нелегко, тем более значима Ваша практическая работа! Спасибо за интересное и содержательное занятие! Удачи))
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.