Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Путешествуя по стране звуков, букв и слов, дети закрепляют свои знания о разных звуках, словах, которые состоят из этих звуков. Учатся различать звуки, слова. понимать, чем отличаются звуки от букв, определять места положения звуков в словах.
Цели занятия:
1. Уметь различать короткое и длинное слово на слух.
2. Закрепить знания о гласных звуках, умение выделять их и определять
места положения в слове, уметь воспроизводить на слух звуковую цепочку.
3. Развивать зрительное восприятие, узнавание, память при выполнении заданий.
Материал:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
1. Дети, что мы с вами произносим? (Слова, звуки). А какие бывают слова? (Короткие и длинные).
(Дети озвучивают картинки, определяют и раскладывают их под символами).
2. Ребята, из чего состоят слова? (Из звуков). А какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные). Назовите их?
Сегодня мы будем путешествовать по стране гласных звуков. Почему они называются гласными?
(Дети дают характеристику гласным звукам).
3. У меня есть «Волшебный сундучок». Достаньте из коробки букву, назовите слово на эту букву.
4. Задание на зрительное внимание.
Угадайте, какие звуки я произношу?
(Логопед проговаривает гласные звуки без голоса, а дети определяют и называют какой это звук по беззвучной артикуляции).
5. Задание на слуховое внимание.
Повторите за мной звуки: АУИ; АУ – какой звук убежал? (И)
ОАУИ; Какой звук пришёл в гости? (О)
6. Задание на слуховое и зрительное внимание.
«Звуки поссорились и помирились» к – о – т в – а – з – а з – у – б
с – т – о – л б – ы – к к – а – ш – а
(Логопед называет с небольшим интервалом звуки, а дети на слух воспринимают звуки и в уме синтезируют в слова и произносят).
7. Определите, где живёт звук в слове: (Использование схемы для определения места положения гласного звука).
Звук «А» – автобус, нога, ваза; Звук «У» – зуб, утка, утюг;
Звук «Ы» – бусы, усы, столы; Звук «О» – очки, кот, окно
8. Вспомним правило о звуках и буквах:
«Звуки мы слышим, а буквы пишем, видим».
Допишите гласные буквы.
Физминутка (с мячом) стоя полукругом: «Много чего?», «Скажи наоборот» (предложить детям поиграть с разными словами). Логопед называет слова: ручка – Много чего? (много ручек) и т.д.
В игре «Скажи наоборот» обогащается словарь из слов-антонимов.
9. Задания на внимание.
«Найдите каждой букве свой домик» (Выставляется карточка-образец с гласными буквами в геометрических фигурах, а детям предлагают карточки с разным расположением геометрических фигур, они самостоятельно выкладывают буквы в «домики» и называют цепочку из букв).
Какая буква лишняя? (Детям предлагается карточка с разными буквами, и они должны определить лишнюю букву по какому-то признаку). Например, по количеству элементов в букве; по группе принадлежности гласный-согласный.
«Какие здесь спрятаны буквы?» (Предлагается карточки с буквами способом наложения друг на друга).
12. Задания на внимание и память.
Закрыть фишками все гласные буквы на карточке. (Предлагается карточка с большим количеством разных букв и дети должны закрыть только знакомые гласные буквы).
«Сложите буквы из частей, и назови слово на эту букву» (Детям предлагаются половинки букв. Они должны собрать в целые буквы).
В конце занятия логопед оценивает работу детей на занятиях.
Литература:
1. Прокошева О.В. Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте (1 часть). – Мурманск, 1997.
2. Прокошева О.В. Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте (2 часть). – Мурманск, 1998.
3. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСИ, 1999.
Приложение: Презентация.
Автор: Петрова Ирина Юрьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ Детский сад № 156, г. Мурманск. Педагогический стаж 30 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень интересная и достойная работа. Успехов и новых творческих идей!
Спасибо за просмотренный материал и за комментарий. Вам тоже творческих успехов. Ирина
Ирина Юрьевна,такими занятиями Вы, несомненно, очень помогаете нам - учителям начальных классов.Бывает, что воспитатели искажают информацию о фонетике, и очень трудно потом переучивать детей.Вами представлена очень грамотная,целенаправленная разработка. Только хочу заметить, что в упр-ии "где живёт звук в слове" в слове НОГА два звука А. Предложенные Вами упр-ия с удовольствием использую,когда буду набирать 1 класс. ОЧЕНЬ ПРИЯТНО БЫЛО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАШЕЙ РАБОТОЙ!СПАСИБО!
Спаибо за просмотренный материал. Но не могу с вами согласиться, что в упражнении "Где живёт звук "А" в слове нога - один звук "А", который живёт в конце слова. В детском саду мы не изучаем алфавит, как в школе. Поэтому произносим все звуки как они произносятся. Когда проговариваем слово "НОГА", то конкретно выделяем голосом звук "А",чтобы дети услышали данный звук.
Спасибо, вам тоже творческих успехов!
Вот в этом то и ошибка - произносится то звук "А". а не "О", и дети в повседневной речи так и слышат.Чтобы у будущих первоклассников не было путаницы, лучше брать для таких упражнений слова с "нейтральными" звуками - например, РУКА и т.д.
Наш детский сад работает по программе Васильевой, в разработке нашей программы нет в занятиях по обучению грамоте знакомств с буквами. Вы молодец, разработали такую замечательную образовательную деятельность. Думаю детям было интересно. Ставлю Вам отлично, желаю успехов в педагогической деятельности и в конкурсе. Галина Викторовна.
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Ирина Юрьевна, Вы представили хорошее полезное занятие для детей подготовительной группы.
Хотелось бы вновь вернуться к седьмому заданию: "Определите, где живёт звук в слове...
Звук «О» – очки, кот, окно".
В слове "очки" нет звука "о", есть буква "о".
В слове "окно" - один звук "о" во втором слоге. В первом слоге - звук "а" и буква "о".
Спасибо за комментарий. У нас всегда идёт спор с учителями начальных классов о понимании звуков и букв при разборе слов. В дошкольном, у логопедов немного по другому. особенно на речевых группах. Когда идёт разбор слова или определение места звука в слове, то мы детям произносим гласные так, как они пишутся. Также мы, когда знакоим детей с согласными звуками и буквами мы произносим не так как в алфавите,например, мы называем звук "к", а в школе, изучая алфавит этот звук произносится "Ка" или звук "М" - у нас, а в школе "Эм, эн". Поэтому при определение места данного звука мы все звуки гласные произноисм так, как они пишутся.
Уважаемая Ирина Юрьевна! В школе звук "к" произносится тоже "к", а вот буква "ка", звук "м", буква "эм". Элементарно! Есть ещё и мягкие согласные звуки, которые обозначают эти буквы... По-моему, расхождений быть не должно: звуки есть звуки, а буквы есть буквы, так же как белое для всех белое, чёрное - всегда чёрное!
Здравствуйте.
Едва начав знакомиться с вашей работой, поймала себя на мысли, что на контрасте с замечательной предыдущей работой в этой рубрике "Учимся вместе с Буратино" она вызывает много вопросов.
"А какие бывают слова?" - А по какому основанию давать ответ на это вопрос? Слова бывают, например, вежливые, английские, жаргонные, многозначные, неприятные - да мало ли какие.
"Дети озвучивают картинки, определяют и раскладывают их под символами" - Что определяют" Их длину? А какое слово считается длинным?
"А какие вы знаете звуки? (гласные и согласные)? - А ещё наверняка они знают, что звуки могут быть громкими и тихими,звуки речи и звуки природы и т.д.
В общем, нет чёткости в формулировке вопросов.
А само занятие начинается прямо с вопросов?
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.