Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Цель нашей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.
Задачи:
Очень часто мы спешим, усаживая ребенка за прописи. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребенка к письму – игра.
Почему так важно подготовить руку ребенка к письму?
Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тошких координированных движений руки.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к 6-7 годам, когда заканчивается развитие мелких мышц кисти.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития моторных действий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелось мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому, на наш взгляд, в системе традиционных средств развития мелкой моторики шире должны использоваться имитационно-игровые упражнения придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка.
Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б. Ельконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.
Мы в своей работе добиваемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения стараемся вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Мы придумываем сказки, которые тоже сопровождаем изображением различных фигурок из пальцев. Играем с пальчиками: «Домик», «Флажок», «Лодка», «Ёлка», «Шарик», «Встали пальчики с утра», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик – бабушка…», «Мышка», «Зайка и ушки», «Очки», «Стул».
Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).
Упражнения носят игровой характер: «Кто скорее», «Раскрась сам», «Мозаика на пластилине», «Песочные рисунки», «Бусы для мамы», «Закладка ажурная».
В своей работе мы и дальше будем продолжать развитвать у детей старшего дошкольного возраста мелкую моторику рук, чтобы каждому ребенку было легче овладеть навыками учебной деятельности, особенно навыками письма.
Список используемой литературы:
Автор: Божкова Светлана Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, и Васильева Светлана Юрьевна, воспитатель II категории, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №29 «Рябинушка», г. Старый Оскол, Белгородской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
развитие мелкой моторики - работа не только необходимая, но и интересная! Если взрослый творчески подходит к данному вопросу - все обязатльно получится. Успехов!!!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.