Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Совместная деятельность направлена на развитие речи дошкольников через русские народные сказки. Сказка всегда вызывает у детей эмоциональный отклик. В данном виде деятельности совершенствуются навыки ведения диалога, активизируется использование в речи прилагательных.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство наиболее сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Сегодня в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста формами фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
В свете основных тенденций развития современной педагогики – гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре, приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка.
Произведения народного творчества, в наше время, практически не используются даже в младшем возрасте. Поэтому речь детей обеднена.
Считаю, что наиболее эффективная форма работы с детьми по развитию речи – это сказка. Сказка всегда вызывает у детей эмоциональный отклик. В данном виде деятельности совершенствуются навыки ведения диалога, активизируется использование в речи прилагательных.
Во-первых, сказки наиболее близки и интересны детям, во-вторых, язык сказок отличает необычность, образность, определенная «стилистическая окрашенность» (С.Г. Лазутин). Данная особенность реализуется с помощью специальных средств выразительности:
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее методике.
Таким образом, в произведениях устного народного творчества заключены большие потенциальные возможности для приобщения детей к народной культуре, и прежде всего, к языковой культуре.
Автор: Аверьянова Ольга Валентиновна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 30 Березка», г. Чусовой Пермского края. Педагогический стаж работы 23 года. Имею публикации в журналах «Управление ДОУ», «Здоровье дошкольника». Являюсь победителем Западно-Уральского конкурса «Будущее России».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Ольга Валентиновна!Идёте в ногу со временем и ФГТ! Я бы сказала так - простенько, но со вкусом.Ваша совместая образовательная деятельность - хорошая основа для всестороннего развития личности.Мне кажется, это стоящее практическое занятие.Обязательно порекомендую воспитателям нашего дет.сада.
Ольга Валентиновна, с большим интересом познакомилась с Вашей работой. Как и Вы, считаю сказку универсальным средством и для развития речи детей, и их эмоциональной сферы, и познавательной. Важная работа, заслуживающая внимания и высокой оценки)) 5!!!
Здравствуйте, Наталия Васильевна! Благодарю Вас за высокую оценку моей работы. Успехов Вам!
Добрый день, Ольга Валентиновна. Очень интересная работа. Да, совершенно с вами согласна, что сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Е.И. Тихеева продолжатель педагогических идей К.Д. Ушинского, писала, что «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа – основа культуры речи детей». Удачи вам в работе и конкурсе.
Здравствуйте, Елена Васильевна! Спасибо Вам за добрые слова и пожелание удачи. И Вам творческих успехов!
Действительно, конспект без надуманных сложностей: чёткий, умный, легко претворяемый в практику. Возьму на заметку.
Здравствуйте, Ева Владимировна! Рада, что конспект Вам понравился!
Просто,ясно,действительно то. что надо маленькому человеку в наш "сумашедший" мир. Удачи!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Благодарю Вас за пожелание удачи! И Вам творческих успехов!
Здравствуйте, Ольга Валентиновна! Очень понравилось,что присутствует разнообразие видов деятельности, интересный сюжет и задания. Детям наверняка было интересно отправиться в такое увлекательное путешествие по дорогам сказок. Спасибо.
С уважением, Светлана Крюкова.
Здравствуйте, Светлана Александровна! Большое спасибо за добрые слова!
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Любовь Владимировна! Огромное спасибо за комментарий и поздравление! И Вас с Новым годом!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.