«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.
Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.
Задачи:
Методологическая основа: данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации испособствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Автор: Бубнова Светлана Юрьевна, педагог-психолог высшей категории МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 71» города Нижнекамска Республики Татарстан. Педагогический стаж 24 года, в должности педагога–психолога 5 лет. Во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог–психолог России – 2010» на республиканском этапе заняла 3 место. Разработала авторское методическое пособие «Развитие психических процессов и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе», которое презентовала на республиканском конкурсе «Ярмарка педагогических идей», в 2009 году. Люблю классическую музыку, имею музыкальное образование, занимаюсь спортом, особенно нравятся велосипедные прогулки. Хобби: вязание и вышивание.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, Светлана Юрьевна! Ваша работа очень интересна, информативна, доступно и грамотно изложена. Задачи работы на мой взгляд полностью выполнены - Вы заинтересовали и мотивировали меня для дальнейшей работы. Хотя многое из описанного Вами я применяю - пальчиковые, дыхательные, двигательные, релаксирующие упражнения - все это мы делаем под музыку, часто сопровождая действия стихотворным текстом. Спасибо!
Интересная форма работы с детьми, грамотное оформление и очень ценный материал. Спасибо автору. Уже сейчас хочется попробовать эти методы на практике. Все изложено четко, просто и интересно. Удачи в проекте!
Спасибо большое за положительный отзыв о моей работе и что нашли время оставить хороший комментарий. Светлана.
Мне очень понравилась работа. Все изложено очень подробно, сразу возникли мысли:" А как бы мне применить это в своей практики?" А так же очень интересен результат работы. Буду иметь в виду данный вид работы в будущем. Большое спасибо за ваш опыт!
Светлана Юрьевна, огромное спасибо за вашу работу! Как полезно освежать в памяти то, что порой мы забываем. Эту технологию очень часто используют в своей работе с логопатами и логопеды, рекомендуют для работы воспитателям. Еще раз огромное спасибо, ведь кроме уже знакомого, почерпнула и новое в теоретическом обосновании. Обязательно вновь вернусь к этой технологии. С уважением...
Уважаемая Ксеня здравствуйте! Очень приятно, что понравилась технология представленная в презентации, да кинезиологию используют все педагоги, которые заинтересованы в результативной работе с детьми. Если эту технологию использовать в системе, то поражают результаты! Большое спасибо за комментарий. Светлана
Спасибо за пожелание, очень приятно что мужчины, тоже интересуются конкурсами!
Уважаемая Светлана Юрьевна!Ваша работа выполнена на высоком уровне, красиво оформлена.Мне очень понравилась.Желаю дальнейших творческих находок!Успехов Вам!
Светлана, Ваша работа показалась мне очень интересной и что не мало важно полезной! умница, успехов вам!
Уважаемая Светлана Юрьевна!Ваша работа очень интересная, полезная и довольно успешно может применяться на практике!Успехов Вам в Вашей работе!
Светлана Юрьевна, как всегда умница! Ждем новых работ,успехов в работе!!!
Подробная вступительная статья, полезная информация, автору спасибо за труд!
Уважаемая Светлана Юрьевна. Важным делом занимаетесь. Здоровьесбережение детей сейчас стоит на первом месте. Интересные комплексы упражнений, грамотные пояснения, практически значимая система работы. Очень интересно будет попробовать со своими первоклассниками. Спасибо. Дальнейших Вам творческих успехов.
Ирина Владимировна, Здравствуйте! Спасибо, что нашли время просмотреть мою работу! Учту все Ваши рекомендации в следующем конкурсе. Успехов Вам в Вашем труде! Светлана.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.