Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения, а также скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Постановка правильного произношения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом от детей часто требуют, чтобы они заучили описание артикуляции звука и использовали зрительный самоконтроль, применяя для этого зеркало.
Для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются также муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кистей рук. Последний прием позволяет показать как статику, так и динамику артикуляции, а также моделировать артикуляционные упражнения, направленные на регуляцию тонуса языка.
Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическую куклу Квакушку, которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С ее помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.
Квакушка – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова лягушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать) (см. Приложение №1).
Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции (см. Приложение №2).
В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Кстати, Квакушку можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой наиболее старательному ребенку.
Список используемой литературы:
Автор: Лора Николаевна Шинкаренко, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, МДОУ Центр развития ребёнка – детский сад «Дельфин», город Муравленко, Тюменская область, ЯНАО. Педагогический стаж 20 лет. Лора Николаевна разработала различные формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания, обсуждения за круглым столом, тестирование, консультации, логопедические развлечения. Отличительная черта этих мероприятий состоит в том, что они носят неформальный характер, все участники принимают равноправное положение и одинаково активны, положительный эмоциональный фон создаётся за счёт просмотра разных форм работы в рамках обсуждаемой темы. Фото автора Logos
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Лора Николаевна! Очень понрравилась Ваша дидактическая игрушка, все очень доступно и подробно описано, обязательно покажу ее нашему логопеду! Все психологи сходятся к одному мнению, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и потрогав, ощутив, увидев ребенок сможет лучше понять, чего от него хотят? Желаю Вам новых творческих находок и всего самого хорошего!
Лора Николаевна, будьте добры, уточните - Вы саму идею взяли из пособия? Можно было "язык" сделать шершавым, приблизить к оригиналу.
Лора Николаевна, идея интерессная, и методы ее применения актуальны, обоснованы и логичны. Такую игрушку, можно применять не только в лопедии но и в музыке (вокале), например при постановке голосового аппарата. Приму к сведению, спасибо!
Очень интересная идея. Но хотелось бы узнать, а размеры такие же как на чертеже?
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.