Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. К сожалению, результаты этой работы не всегда эффективны. В основном используется учебный подход к организации коррекционно-развивающего процесса.
Сочетание предметно-средового подхода с комплексно-тематической моделью, позволяет по-другому применять методы развития фонематического восприятия. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического анализа и синтеза.
Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Мы планомерно работаем по развитию фонематического слуха. Дети стали намного лучше воспринимать и различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы мы условно раздели ли на шесть этапов. И работу с детьми проводим в соответствии с этапами развития.
На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие упражнения:
1. Воспитатель вызывает входящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей). Входящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и тихим.
2. Дети встают в круг. Логопед предлагает или незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
3. На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит.
На протяжении 2 этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.
1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отгадывает.
2. Взрослый выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры.
1. Воспитатель дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
2. Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
1. Взрослый произносит слоговой ряд, например: на – на- на- па. Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее.
Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на –но –на, ка -ка- га – ка.
2. Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Взрослый или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па – па, па – ба. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные.
Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а ». Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1. Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2. Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
Аналогичная работа проводится на материале согласных фонем.
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1. Детям раздается по нескольку одноцветных кружков. Воспитатель произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу, о и т.д. Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных взрослым звуков.
2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красный, желтый, зеленый. Воспитатель уславливается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый – звуку у, зеленый – звуку и. Затем взрослый произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, уа, аи; по три звука: ауи, аиу, уиа, иуа, иау.Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Автор: Подтуркина Марина Васильевна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МДОУ комбинированного вида д/с №22 г. Ставрополя, стаж работы 22 года.
Марина Васильевна участвует в конкурсах, организуемых детским садом и отделом дошкольного образования. В 2010 году ее воспитанники получили диплом за участие в конкурсе рисунков «Изучаем правила дорожного движения», ценный приз и медаль участника интеллектуальной игры «Умники и умницы». В свободное время занимается спортом – бегом, плаванием. Очень любит готовить.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Это очень сложная, кропотливая и важная работа - постановка звуков.Видно, что Вы очень серьёзно к этому относитесь,хотя не являетесь логопедом.Большое Вам спасибо и ВСЯЧЕСКИХ УСПЕХОВ - и в работе, и в данном конкурсе!
Творчество - теоретическая и практическая деятельность педагога. Такая работа требует мобилизации знаний, опыта. Но, именно в такой работе педагог полно реализует себя. Именно такая работа приводит к созданию новых методов, технологий. Именно так надо заниматься с детьми. Успехов!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.