Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Дети дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:
Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.
Используются следующие вида моделирования:
1) сериационный вид;
2) двигательный;
3) временно-пространственный.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Работа начинается с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.
Сериационное моделирование по сказке "Теремок"
Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), и он становится основанием для построения логики произведения, а затем детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой – черным и т.д.
Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили квадратик.
Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.
Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"
Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.
Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.
Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать другой тип образных средств, которые можно назвать условно-символическими. Это символическая (графическая) аналогия, взятая из наследия Д. Родари и рекомендаций авторов ТРИЗ Г. Альтшуллер, М. Шустерман. Условно-символические средства ориентируют малыша на поиск смысла, ценностей и собственной жизненной позиции. Графический образ – это метафора, раскрывающая свойства объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать cимволом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки: треугольник и круг над ним – это девочка, и внучка Машенька, и Снегурочка, и Аленушка; элементы – уши, хвост – это и мышка, и бобры из сказки «Дорога на мельницу»; волнистые линии – и река, и дорога.
При создании символических изображений обсуждается значение каждого из используемых символов. Корона на голове человечка свидетельствует о том, что он – принц. Полукруг с косыми полосами – колючий еж. Волнистая линия – дорога, река. Метод графической аналогией подводит детей к умению выделять в образе самое главное, формируется воображение, способность к преобразованиям.
Используемые схемы – ТРИЗ, схемы-контуры, схемы-силуэты, «волшебный коллаж» – помогают разнообразить формы работы с детьми, развивать мышление, воображение, речь.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции связной речи дошкольников с ЗПР, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения; оптимизации процесса обучения.
Автор: Мацокина Тамара Михайловна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области. Стаж работы по специальности – 18 лет.
О себе: более 30 лет работаю в ДОУ, из них 18 лет старшим воспитателем, принимаю участие в районных и областных выставках и конкурсах, награждена районными грамотами, областной грамотой за участие в конкурсе «Родники Белогорья».
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.