Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
ТЕМА: «Путешествие в зимний сказочный лес».
Цели:
Оборудование: ноутбук, проектор, игры-презентации «Кого не стало?», «Что забыл нарисовать художник», презентация с изображением зимнего леса, аудиозапись «Звуки ветра», мольберт, магниты, модули (пенёчки), элементы декорирования (ёлочки, снег из ваты, снежинки), набор картин «Зима», маски животных (лиса, заяц, белка, волк, медведь) снежинка, мяч-снежок, шишки сосновые, иллюстрации деревьев, зимующих птиц, корзинка с шишками и иголками, шапка лесовика.
Используемые методы для занятия в детском саду:
1. Организационный момент.
В кабинете устроена выставка сюжетных картин на тему «Зима». Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» дети с логопедом рассматривают сюжетные картинки.
Логопед: Дети, что объединяет все эти картины?
Ответы детей: на картинах зимнее время года.
Логопед: Давайте скажем, зима, какая?
Дети: Холодная, морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная и т.д.
Логопед: Ребята, посмотрите что это? (Обращает внимание детей на большую снежинку). Ребята, на ней написано «Волшебная снежинка».
Логопед читает:
Если как снежинка покружиться,
То можно в зимнем сказочном лесу очутится!
Логопед выясняет, были ли дети в зимнем лесу, и предлагает им отправиться в зимний сказочный лес. Дети закрывают глаза, звучит мелодия метели, логопед дотрагивается до каждого ребенка снежинкой.
Откройте глаза. Вот мы и оказались в зимнем лесу.
2. Основная часть
Логопед:
Здравствуй, дремучий лес, полный сказок и чудес,
Что в глуши твоей таится? Что за звери, какая птица?
Все открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои!
Слайд № 2. Зимний лес.
Логопед: Что зима сделала с лесом?
Дети: Заколдовала, запорошила, заморозила.
Логопед: Какой лес?
Дети: Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.
Психогимнастика. «Холодно в лесу». Ой, как холодно покажите, что вы замерзли, съёжились. Потрите нос, потрите щеки. Погрейте руки (упражнение «Погреем ручки»). Вот и согрелись.
Логопед: Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева, живет Лесовик, он знает о лесе все, хорошо бы нам его встретить. Он рассказал и показал бы нам много интересного. Давайте его позовем: Лесовик АУ... АУ... АУ... Ой! Кто-то там идет, слышите скрип снега.
Звучит музыкальное сопровождение «скрип снега», логопед надевает шапку лесовика и жилет. Навстречу детям из-за дерева выходит Лесовик
Лесовик: А вот и я, седой старик, по прозванью Лесовик.
Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу.
Вам, секрет один скажу:
В моем лесу нельзя кричать, и громко музыку включать
Деревья, елки не ломать, а шишки можно собирать.
Лесовик: Ребята, а вы знаете чего в лесу много?
Подходят к магнитной доске с предметными картинками деревьев.
Дети: Много деревьев.
Лесовик: Посмотрите, какие это деревья, назовите их.
Игра «Один-много». Дети отвечают индивидуально по показу взрослого: Это береза - Это березы, Это дуб - это дубы, это рябина - это рябины и т.д.
Лесовик: Отгадайте-ка загадку: «Летом вырастают, осенью опадают».
Дети: Листья.
Лесовик: Ребята, скажите, на всех деревьях растут листья?
Дети: Нет.
Логопед: А какие это деревья?
Дети: Ёлки, сосны, кедры.
Лесовик: А что растет на этих деревьях.
Дети: На них растут шишки и иголки.
Лесовик предлагает детям рассмотреть свою волшебную корзинку. И отгадать, где какие шишки и иголки.
Дети: Это шишки сосновые. Это шишки еловые. Это иголки сосновые, это иголки еловые.
Игра-массаж с сосновыми шишками.
Мишка по лесу ходил, (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил, (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
Много шишек находил, (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
В детский сад нам приносил. (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
(детям шишки подарил!)
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть! (Разгибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть, Прокатывание шишки между ладонями)
Между ручками катать!
В ручку правую возьмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу правой рукой
В ручку левую возьмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу левой рукой
Мы закончили катать, (Убираем шишку на край стола)
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять!
На другой руке считаем,
Пальцы быстро загибаем. (Загибаем пальцы на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибаем пальцы на левой руке)
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук
Пальцы мы не потеряли, (Хлопаем в ладоши на каждое слово)
Очень весело играли!
Пальчики свои встряхнём ( Встряхиваем кисти рук,
И немного отдохнём! закрываем глаза, отдыхаем).
Лесовик: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете деревья в моем лесу. А загадки вы умеете отгадывать? Если отгадаете, то узнаете, кто живет в моем лесу.
Достает из корзинки снежинки с загадками.
Лесовик: Молодцы! Отгадали все загадки. А мои птицы играют со мной в прятки. Хотите, они с вами поиграют?
Презентация №1. Игра «Кого не стало?». Индивидуальная работа.
Слайд № 4 на кормушке сидят синицы.
Лесовик Кто сидит на кормушке?
Ребенок: На кормушке сидят синицы.
Слайд № 5 пустая кормушка.
Лесовик: Кого не стало на кормушке?
Ребенок: На кормушке не стало синиц.
Аналогично проводится работа по следующим слайдам: Слайд № 6-7 на дереве не стало дятлов, Слайд № 8-9 на рябине не стало снегирей, Слайд № 10-11 под деревом не стало ворон, Слайд № 12-13 на березе не стало сорок, Слайд №14-15 на ветках не стало сов.
Упражнение на координацию речи с движениями.
На дворе мороз и ветер, а в лесу гуляют дети. Шагают на месте
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. Ребенок потирает руку об руку.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: Ребенок топает ножками. тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем. Ребенок приплясывает.
Лесовик: Ребята, у меня в лесу живут друзья животные. А как вы думаете какие? Дикие или домашние? Почему вы так решили? Отгадайте про них загадки. Кто первый отгадает, тот шапочку животного и получает.
Ребенку, отгадавшему первым загадку, лесовик надевает шапочку с изображением животного, которое он отгадал.
Лесовик: (обращается к детям в шапочках) Скажи ты, кто?
Ребенок: Я белка.
Лесовик: Кто детеныши у белки?
Ребенок: У белки детеныши – бельчата.
Аналогично проводится диалог с другими детьми.
Лесовик: Ребята, а вы любите рисовать? Я тоже люблю рисовать, посмотрите, как я нарисовал картинки.
Презентация №2 Игра на внимание «Что забыл нарисовать художник?
Лесовик: Художник нарисовал зайца (без чего?) – дети отвечают – без ушей ( Слайд №2)
Художник нарисовал лося (без чего?) – без рогов (Слайд № 3)
Художник нарисовал дерево (без чего?) – без веток (Слайд № 4)
Художник нарисовал елки (без чего?) – без верхушек (Слайд № 5)
Художник нарисовал белок (без чего?) – без хвостов (Слайд № 6)
Лесовик: Спасибо вам, ребята, какие вы внимательные. Я теперь обязательно исправлю ошибки и дорисую картинки.
Лесовик находит волшебный снежок (мяч) и предлагает поиграть в игру.
Игра «Путаница». Упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительных со словом «нет».
Лесовик: У медведей есть рога?
Ребенок: У медведей нет рогов.
Лесовик: У волков есть рога?
Ребенок: У волков нет рогов.
Лесовик: У зайцев есть копыта?
Ребенок: У зайцев нет копыт.
Лесовик: У лисиц есть копыта?
Ребенок: У лисиц нет копыт.
Лесовик: У белок есть иголки?
Ребенок У белок нет иголок.
Лесовик: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами играть с вами. А вам? Я обязательно расскажу своим лесным друзьям о вас. А сейчас пришла пора прощаться с вами. Слышу, сильная метель приближается. Спешите домой, там сюрприз вас ждет мой.
Дети закрывают глаза, звучит мелодия метели, логопед снимает костюм лесовика, читает стих.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, волшебный лес!
Логопед: Откройте глаза. Вот мы и оказались в детском саду.
Итог.
Логопед: Понравилось ли вам наше путешествие и почему?
На столе корзинка с подарками от лесовика. Логопед раздает подарки.
Автор: Афанасьева Марина Васильевна, учитель-логопед МБДОУ ДСКВ №19 ст-ца Камышеватская МО Ейский район Краснодарского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо, Вам Марина Васильевна, за работу.Конспект НОД грамотно построен, с применением здоровьесберегающих технологий и использованием ИКТ. Видна предварительная работа, использовано много атрибутики для проведения занятия.Успехов Вам в вашей профессиональной деятельности.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.