Регистрация

Конспект НОД «Театрализация басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

  • 17 августа 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Конспект НОД «Театрализация басни как средство развития эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в подготовительной логопедической группе» на материале басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Инсценировка басни А. И. Крылова «Ворона и лисица». 

На примере данного материала хотелось бы поделиться своим опытом практической работы логопеда, связанной с развитием эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Большой плюс в том, что для этого не потребуется никаких затрат, а лишь несколько костюмов из костюмерной детского сада и полукругом расставленные стулья в игровом помещении. Выбрать произведение для театрализации достаточно легко обратившись к программе, в которой они указаны соответственно возрасту.

Выученным ролям каждый маленький актёр придаст свой неповторимое своеобразие и характер, а стало быть, эмоции обязательно передадутся и маленьким зрителям. И поверьте, у каждого ребёнка найдут свой отклик! Это хорошо видно по увлеченным происходящим действом детским личикам и слышно по бурным аплодисментам. Обязательно будут вопросы о следующем спектакле и найдётся много желающих сыграть роль в другой инсценировке, но для этого придётся как следует потрудиться!

Здесь педагогу предоставляется прекрасная возможность решить не только непосредственные задачи по коррекции речевых нарушений и развитию эмоциональной сферы но, что не менее важно для личностного развития ребёнка - повысить мотивацию по устранению собственных дефектов.

Цель: обогащение процессов коммуникации за счёт овладения эмоциональной лексикой детьми с ОНР III; совершенствование навыков воплощения в игре: определённых переживаний.

Задачи:

  • пополнение и активизация словаря (за счёт слов,обозначающих эмоции, названия предметов, действий, признаков);
  • отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • развитие интонационной стороны речи;
  • активизация эмоциональной лексики;
  • развитие невербальных средств общения (мимики);
  • уточнение эмоциональных состояний (героев басни)доступных данному возрасту.

Программное содержание:

  • Ознакомление детей с образцами русской классической литературы.
  • Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
  • Создание у детей отношения к поведению главных персонажей басен.
  • Обогащение и активизация эмоциональной лексики.

Предварительная работа:

  • чтение детям басен Л. Толстого, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций;
  • раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам;
  • словарная работа;
  • инсценирование басни «Ворона и лисица».

Атрибуты для инсценирования басен: костюмы «вороны» и «лисицы».

Ход занятия

Логопед: Дети, я много вам рассказываю и читаю небылиц, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни...

Дети: Басни.

Логопед: Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. В России писал басни Иван Андреевич Крылов. «Эзоповским языком» он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага»... Что такое басни, вы уже знаете. Это...

Дети: Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

Дети: Стихотворение.

Дети: Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно животные и птицы ведут себя совсем как люди. Они добрые и злые, умные и глупые.

Логопед: Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети: Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети: В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Логопед: На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей - зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни?

Дети: «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Муравей и Голубка», «Лев и Мышонок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки».

Логопед: Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.

Логопед: И только И. А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем!

  • Кого и за что высмеял Крылов?
  • Какие истории приключились с героями в этих баснях?
  • Чему учат эти басни?

Дети: Не надо слушать льстивые слова!

Логопед: Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

ДетиВерь своим очам, а не чужим речам. У лести нет чести.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Логопед: Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вот и сейчас участники оденут костюмы и обыграют басню!

Сценка. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

Итоги: 

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у старших дошкольников разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. 

Именно целенаправленное формирование эмоциональной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР) способствует правильному пониманию и называнию определённого эмоционального состояния, выражению своих и чужих переживаний и чувств, влияет на познавательные процессы.

Презентация к конспекту НОД

Автор: Зорина Галина Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1143, г. Москва.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:21

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:10

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!