Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
Конспект НОД «Театрализация басни как средство развития эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в подготовительной логопедической группе» на материале басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Инсценировка басни А. И. Крылова «Ворона и лисица».
На примере данного материала хотелось бы поделиться своим опытом практической работы логопеда, связанной с развитием эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у детей с ОНР.
Большой плюс в том, что для этого не потребуется никаких затрат, а лишь несколько костюмов из костюмерной детского сада и полукругом расставленные стулья в игровом помещении. Выбрать произведение для театрализации достаточно легко обратившись к программе, в которой они указаны соответственно возрасту.
Выученным ролям каждый маленький актёр придаст свой неповторимое своеобразие и характер, а стало быть, эмоции обязательно передадутся и маленьким зрителям. И поверьте, у каждого ребёнка найдут свой отклик! Это хорошо видно по увлеченным происходящим действом детским личикам и слышно по бурным аплодисментам. Обязательно будут вопросы о следующем спектакле и найдётся много желающих сыграть роль в другой инсценировке, но для этого придётся как следует потрудиться!
Здесь педагогу предоставляется прекрасная возможность решить не только непосредственные задачи по коррекции речевых нарушений и развитию эмоциональной сферы но, что не менее важно для личностного развития ребёнка - повысить мотивацию по устранению собственных дефектов.
Цель: обогащение процессов коммуникации за счёт овладения эмоциональной лексикой детьми с ОНР III; совершенствование навыков воплощения в игре: определённых переживаний.
Задачи:
Программное содержание:
Предварительная работа:
Атрибуты для инсценирования басен: костюмы «вороны» и «лисицы».
Логопед: Дети, я много вам рассказываю и читаю небылиц, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни...
Дети: Басни.
Логопед: Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. В России писал басни Иван Андреевич Крылов. «Эзоповским языком» он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага»... Что такое басни, вы уже знаете. Это...
Дети: Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.
Дети: Стихотворение.
Дети: Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно животные и птицы ведут себя совсем как люди. Они добрые и злые, умные и глупые.
Логопед: Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?
Дети: Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.
Дети: В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.
Логопед: На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей - зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни?
Дети: «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Муравей и Голубка», «Лев и Мышонок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки».
Логопед: Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.
Логопед: И только И. А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем!
Дети: Не надо слушать льстивые слова!
Логопед: Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.
Дети: Верь своим очам, а не чужим речам. У лести нет чести.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Логопед: Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вот и сейчас участники оденут костюмы и обыграют басню!
Сценка. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.
Итоги:
Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у старших дошкольников разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы.
Именно целенаправленное формирование эмоциональной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР) способствует правильному пониманию и называнию определённого эмоционального состояния, выражению своих и чужих переживаний и чувств, влияет на познавательные процессы.
Автор: Зорина Галина Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1143, г. Москва.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.