Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Сценарий методической разработки НОД «Тайны африканского континента» (с ИКТ) в подготовительной к школе группе представляет собой познавательное занятие по формированию элементарных математических представлений с приоритетным направлением на формирование целостной картины мира. Занятие построено в форме увлекательного путешествия. Знакомясь с природными особенностями африканского континента и актуализируя представления детей о животных Африки, педагог, сохраняя элементы познавательного, учебного и игрового общения, решает сложные задачи по развитию логического и комбинаторного мышления.
Вся образовательная деятельность на занятии направлена на использование технологий развивающего обучения – игр с блоками Дьенеша и палочками Кюйзенера. При проведении занятия используются авторская методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша и автовская игра «Зыбучие пески».
Данное занятие является составной частью реализации программы авторской муниципальной экспериментальной площадки «Развитие логического мышления и математических способностей дошкольников посредством развивающих игр с блоками Дьенеша» и входит в программу кружка «Волшебные блоки».
Методы, используемые на занятии, способствуют самостоятельному выбору детей. Созданы условия для творческой активности детей, задействованы сенсорные сферы ребенка, эмоционально-волевая сфера. Активно используются здоровьесберегающие технологии.
ОО «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира».
Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие. Художественный труд», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Развитие логического мышления и психических функций: внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) Познакомить с составом числа 9 из двух меньших с помощью блоков Денеша.
2) Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию; соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
3) Упражнять в арифметических действиях сложения в пределах 9; закрепить обратный счёт в пределах 10.
4) Актуализировать и углубить представления детей о природе Африки и ее обитателях, помочь запомнить природные объекты африканского континента: река Лимпопо, пустыня Сахара, гора Калиманбжаро.
5) Учить делать бусы из нетрадиционного материала (макарон).
6) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических ситуациях.
Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша и палочками Кюйзенера.
2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; активизация словаря: саванна, джунгли, оазис, зыбучие пески, Лимпопо, Сахара, Калиманбжаро.
Воспитательные задачи:
1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша и палочками Кюйзенера.
2) Воспитывать любознательность, интерес к Африке как континенту, к природе и обитателям африканского материка.
3) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
4) Формировать умение трудиться в коллективе, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.
Оборудование: Видео и аудио сопровождение; презентация к занятию, аудиозапись песни «Чунга-Чанга» (муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина); авторская физкультминутка с эффектом анимации «Вот так Африка!».
Материал: Демонстрационный: магнитная доска, блоки Дьенеша, плоскостные изображения блоков Дьенеша, палочки Кюйзенера, карта Африки, силуэты 9 африканских животных, плакат «Состав числа 9», цифры 1-9, схема «Путь к оазису», изображение оазиса, изображения разных мостов (деревянного, каменного и железобетонного), мяч, схема-алгоритм, кодовые карточки.
Раздаточный: наборы блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера (на каждого ребенка), карточки «Состав числа 9», игра «Построй мост по схеме» (по количеству детей), макароны красного и синего цветов разной формы и размера, шнуры.
Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития, беседы об Африке, рассматривание иллюстраций с изображением объектов природы и животного мира Африки, чтение книги К.Чуковского «Айболит», Д.Р.Киплинга «Как леопард получил свои пятна», энциклопедии «Хочу всё знать» (раздел об Африке).
Автор: Давыдова Галина Сергеевна, воспитатель дошкольной группы МБОУ «Ахматовская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория, педагогический стаж 24 года; с. Ахматово, Алатырский район, Чувашская Республика, Россия.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Галина Сергеевна!
Ваше занятие в форме увлекательного путешествия не только знакомит с природными особенностями африканского континента, но сохраняет элементы познавательного, учебного и игрового общения, решает сложные задачи по развитию логического и комбинаторного мышления. Подкупает Ваше отношение к конкурсу: добротные презентации, приложения, указана предшествующая занятию работа... Молодым воспитателям есть чему поучиться у Вас. Спасибо. С Новым годом, Галина Сергеевна!
Уважаемая Галина Сергеевна!
Ваша работа вызвала у меня большой интерес. Она, несомненно, демонстрирует интересную, креативную идею. Можно только предполагать, сколько сил пришлось приложить для её реализации и представления на конкурс. Но вместе с тем, после изучения приложений у меня возник ряд вопросов и замечаний.
Что касается формулировки задач: формирование умений относится к развивающим задачам; любознательность и интерес невозможно ВОСПИТЫВАТЬ, потому что это психические процессы, а воспитание - это привитие этических и нравственных норм поведения в обществе.
В Африке не царит «круглый год лето»! Зима там бывает в летние месяцы, а лето в зимние. Африка находится в основном в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. ЮАР и север Африки находятся в субтропических, там возможен снег, и иногда он выпадает. «А ещё в Африке обитают дикие животные» - так они не только в Африке обитают…
Стилистическая неточность в словосочетании «инородная окраска»: инородный - чуждый, посторонний; обладающий совсем другими свойствами. Инородным бывает явление или тело. Можно было просто сказать: иной окрас.
Общепринято писать: Кюизенер, а африканская гора из произведения К.И. Чуковского называется Килиманджаро (Не Калиманджаро, не Калиманбжаро).
Некоторая информация мне кажется лишней для детей дошкольного возраста : зачем говорить, что Сахара – это пустыня именно в переводе с арабского языка; понимают ли дошкольники, сколько это - миллиард человек или 7,5 тонн массы и 4 метра роста слона.
Игра по выбору детей «Построй мост» (ЖЗБ, дерево, камень) – происходит деление на подгруппы? Для чего - детям же даются индивидуальные задания (кстати, а какие?)!
Зад.№ 5 (приложение №3), пальчиковая гимнастика и текст для физминутки подобраны очень удачно.
Зад. по слайдам 15-25 из общей презентации – это замечательная идея и её воплощение: связать изучение состава числа с помощью блоков Дьенеша с актуализацией знаний о животных Африки!
Игра «Зыбучие пески» - тоже хорошая идея, но неплохо было бы указать, какие условные обозначения З.Дьенеш предлагает для кодирования признаков «толщина» и «величина», а то незнакомым с методикой игры невозможно понять таблицу для игры. А ещё имело бы смысл сделать фигуры в таблице жёлтого цвета (а не только оговорить цвет блоков устно).
В выкладывании животных на магнитной доске есть смысл, если не демонстрировать их на слайде – или же дать задание выбрать магниты с африканскими животными, а потом показать слайд для самопроверки.
Из какого материала выкладываются африканские бусы?
Игра «Лесенка» - это хоть и практическое задание для каждого, но не индивидуальная работа. Индивидуализированной называют такую форму обучения, когда ребёнок выполняет самостоятельное задание, данное с учетом его возможностей. При фронтальной форме организации воспитатель управляет деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Он определяет единый для всех темп работы. Фронтальная работа не рассчитана на учет индивидуальных возможностей детей. Все дети делают одно и то же - у вас же дети сооружают одинаковые лестницы?
Итог просто в виде опроса по такому насыщенному занятию? На такое количество вопросов при фронтальной форме организации опроса можно отвечать долго-долго.
Несмотря на всё вышесказанное, считаю данную конкурсную работу замечательной в плане её творческого подхода.
Уважаемая Галина Сергеевна. Познакомилась в представленным материалом и удивилась работоспособности деток группы. Но хочу высказаться по - порядку. Безусловно, целевая установка мероприятия направлена на развитие высших психических функций дошкольников, что обязательно окажет эффективное воздействие на дальнейшее образование детей. Вы предлагаете детям совершить путешествие в Африку, вовлекая их в работу с физической картой. Предполагаю, что предварительное знакомство с картой Вы уже проводили, так как работа с графической информацией, её чтение, извлечение - хорошая продуктивная деятельность с детьми, но не с детьми 6-летнего возраста, которые, либо должны уже хорошо читать, чтобы найти обозначенное слова на карте, либо хорошо знать образ данного материка. Но я не отрицаю подготовительной работы с детьми с условно - графической информацией. Далее, я согласна с неточностями, на которые сослалась в своем комментарии Ева Владимировна. В процессе своего монолога Вы употребляете такие слова: континент, площадь, миллиарды, зыбучие пески, пустыня, оазис. В текстовой информации Вы ссылаетесь не на все значения этих слов, что опять предполагает предварительную работу в данном направлении. При встрече с оазисом, Вы предлагаете ребятам выполнить физминутку и потанцевать. А почему у водопоя и потанцевать? Животные собираются у водопоя, чтобы напиться. Они напились, очень этому рады и решили отдохнуть, выразить свое удовольствие танцем. То есть, логическая цепочка потерялась на этом моменте. После физминутки, Вы с ребятами подошли к реке и опять вопрос: "Кто скажет её название?" Сомневаюсь, что дети 6-летнего возраста знают реки Африки, ведь только потом звучит Ваша непрямая подсказка. Практическая работа по "строительству" моста на мероприятии не носит индивидуальный характер, а больше групповой или командный. Мост -то построили и, наверное, прошли по нему, чтобы попасть в саванну. Опять ниточка прервана (уж если конспект подробный, то необходимо было учесть всё). Саванна, тропические леса, тонны, покровительственный окрас - незнакомые слова для детей данного возраста, что предполагает лексическую работу. А Вы сразу задаете вопрос "Кто знает, что такое саванна?". Такой же вопрос звучит и в отношении "самой большой птицы саванны", джунглей. Интересная работа по созданию бус. Конечно, занятие заслуживает внимания со стороны педагогов ДОУ, администрации, психологов и других специалистов. Есть чему поучиться, с учетом всех рекомендаций. Еще у меня вопрос - а сколько минут длилось занятие? Я с удовольствием оцениваю Ваше мероприятие и желаю успехов в конкурсе! Удачи!
Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.