Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине, к своей «малой» Родине, к родному городу. Особенно актуальна эта тема в нашем городе, так как многие дети приехали в Новый Уренгой из других городов, но они стали жить здесь, на уренгойской земле, поэтому они должны знать все об истории города, его достопримечательностях, о людях, делавших историю и живущих в наше время.
Не стоит забывать и об истории края, его коренных народах, их культуре, обычаях, традициях. Ведь они были здесь хозяевами на протяжении многих лет, и мы должны с большим уважением относиться к этому. Представляю конспект НОД по речевому развитию на тему: «Пересказ ненецкой народной сказки «Белый медведь и бурый медведь».
Программное содержание:
Материал: компьютер, маски-шапочки: белого и бурого медведя.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Я предлагаю повернуться к ним и дружно поздороваться. (Здороваются).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш детский сад пришла бандероль, и она даже подписана – 5 группа. Значит ее доставили по адресу. Интересно, что же там внутри? Как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель (открываем, а там флэш карта-карта памяти):
Воспитатель: Ребята, в нашей стране живут люди разных национальностей, и у каждого народа есть свои сказки. Если это украинцы, то народные сказки называются… (украинские народные сказки).
Белорусы – …(белорусские народные сказки),
Татары – …(татарские народные сказки),
Молдаване – …(молдавские народные сказки),
Грузины – …(грузинские народные сказки),
Казахи – …(казахские народные сказки) и т.д.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, ну все же что на флэш-карте, проверим? (Включается аудиозапись со сказкой).
Сказка «Белый медведь и бурый медведь»
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом.
Он сказал:
– Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
– Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля – льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня – никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
– Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
– Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
– Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
– А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
Воспитатель: Ребята, как называется сказка? Кто ее написал? А кто является коренными жителями Ямала? (Ханты, ненцы, селькупы). Какие ненецкие сказки вы знаете? («Кукушка», «Айога», «Хозяин ветров», «Хозяин и работник»).
Физминутка «Медвежата»
Вышли медвежата из берлоги,
Потянулись на пороге,
Влево, вправо повернулись,
Раз – нагнулись, разогнулись.
И пошли себе гулять,
Мед на завтрак добывать.
Воспитатель: Молодцы, размялись медвежата. Ребята, я предлагаю вам пересказать сказку. Но перед рассказыванием проговорим с вами чистоговорку:
ме-ме-ме – мы скучали по зиме;
мё-мё-мё – мишка заготовил мед.
Воспитатель: Кто желает? Будем по очереди рассказывать: один – начинает, другой – продолжает. (Рассказы детей).
– А вы знаете, что сказку можно не только рассказать, но и показать? У меня есть две маски: белого и бурого медведей. Если вы не возражаете, я возьму на себя роль ведущего? Не переживайте, я буду вам помогать. (Пересказывание по ролям).
Автор: Орлова Оксана Михайловна, воспитатель, I кв.категории, МБДОУ Детский сад «Березка», стаж 18 лет, г. Новый Уренгой.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Речь детей развивается в основном благодаря влиянию речевой среды, и только потом уже в процессе образовательной деятельности. Судя по языку изложения материала в данном конспекте, воспитатель сам испытывает проблемы со связной речью. Извините за резкость, но одно из преимуществ письменной речи в том, что её можно отредактировать перед тем, как предоставить на суд общественности. Так почему этим преимуществом в данном случае так откровенно пренебрегли? И это уже не говоря о том, что допущены очевидные методические ляпы - от оформления работы до использования терминов (в сказке нет роли ведущего - есть два медведя и рассказчик, сказитель). Методы только репродуктивного характера, нет итога...Из плюсов - удачный подбор сказки: короткая, понятная, динамическая.
Уважаемая Оксана Михайловна! Спасибо Вам за участие в конкурсе. Очень удачно подобрана для речевого развития ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь", а то, что её слушали в аудиозаписи, доказывет, что был образец ораторского мастерства. Воспитатель так не прочитает, как артист. Это очень хорошо! Учтите пожелания методиста Е.В. Никитиной. Желаю Вам творческих успехов!
Добрый вечер, Оксана Михайловна. Вы абсолютно правильно выбрали направление данного занятия - краеведческая. Именно народное творчество в сказах, сказках, пословицах, поговорках и т.д. - это неиссякаемый материал для формирования патриотизма у молодого поколения. Материала Вам выбран очень удачно - ненецкая сказка: короткая, лаконичная, содержательная. Да и сам сюжет занятия была выбрана приближенно к реальной - флэш - карта. Очень современно. Могу отметить, что на своем занятии вы использовали не только словесные методы развития речи (чтение и рассказывание художественных произведений), но и практические (инсценировки). Не хватило применения наглядных методов, так как именно эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Грубой ошибкой, допущенной Вами в представленном материале, считается отсутствие итога занятия. Придумывайте, реализуйте, презентуйте свои наработки, свой опыт. Представление своего опыта работы поможет Вам совершенствовать свои профессиональные компетенции. Успехов в конкурсе!
Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.