Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Данное занятие было представлено на городском открытом мероприятии по теме «Преемственность ДОУ и школы».
Цели занятия:
*коррекционно-образовательные:
*коррекционно-развивающие:
*коррекционно-воспитательные:
Оборудование: предметные картинки, кассы букв, наборное полотно, графическое изображение буквы «Ч», наборы дидактических материалов для определения позиции звука в словах, работы по составлению характеристик звуков, совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слогов и слов; интерактивная доска, компьютер, аудио и видео записи.
1. Организационный момент.
– Сегодня нас ждет много интересного: мы будем узнавать новое, радоваться успехам и вместе справляться с трудностями и неудачами. Давайте настроимся на работу (кинезиологические упражнения: «Нос-ухо», «Лезгинка»).
Стук в дверь. В группу заходит почтальон Печкин с Галчонком:
– Доброе утро! Меня вы ждали? Вижу, Печкина узнали! Я пришел к вам в гости не один, а со своим другом Галчонком. Мне очень хочется, чтобы он научился разговаривать. Помогите, пожалуйста, галчонку выучить звуки и буквы. Поможете, ребята? Тогда я оставлю его с вами, а сам отправлюсь по делам.
2. Знакомство с темой.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Послушайте стихотворение. Какой звук часто в нем звучит? Я выделю его голосом.
Чижик Чижика учил
Чистить брючки от чернил.
А закончив, стал учить
Брючки чистые чинить.
– Правильно! Это звук «Ч».
3. Произнесение звука «Ч».
Уточнение артикуляционного уклада звука «Ч», характеристика звука: согласный, шипящий, мягкий, глухой. Обозначение звука зеленым цветом.
4. Воспроизведение детьми слоговых рядов:
Ча-ча-чо, ча-ча-чу, ча-чо-ча, ча-чо-чу, чи-чу-чу, че-че-чи, чу-ча-ча, ач-ач-оч, уч-уч-еч, ач-оч-уч….
5. Выделение на слух звука «Ч» из ряда слов.
Игра «Семафоры»: девочка, акация, дудочка, щетка, дочка, шуба, чудеса, цыпленок, кочка, очки.
6. Выделение на слух звука «Ч» из слов фонограммы мультфильма (интерактивная доска).
7. Выделение звука «Ч» в произношении по картинкам на наборном полотне
а) проговаривание слов по картинкам (печь, мяч, ночь, чеснок, чемодан, свеча, удочка, чайник, почка, спички, ящик, мешок);
б) выделение слов со звуком «Ч» - игра «Найди лишнюю картинку» (мешок, ящик);
в) деление слов на слоги;
г) определение количества гласных звуков в словах;
е) определение позиции звука «Ч» в словах.
8. Игра на внимание «Что изменилось?»
9. Игра «Найди предметы, в названии которых есть звук «Ч» (интерактивная доска)
10. Динамическая пауза (песня «Бананамама», детский ансамбль «Барбарики»)
11. Знакомство с буквой «Ч»
Рассматривание, из каких элементов состоит буква, рисование буквы на ладони, столе, в воздухе, на плече товарища; составление из пальцев рук; отыскивание буквы в ряде изученных букв.
– Дети, вы хотите научиться читать? Первой букве в слове «чтение» мое почтение!
– На что похожа буква «Ч»? Правильно, на цифру 4!
«Ч» – вы правильно решили,
Пишут так же, как «4»,
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя!
12. Чтение слогов, слов на доске; правописание «ЧА», «ЧУ»
а) обратные слоги: ач, оч, уч, еч, ич.
б) прямые слоги: ча, чо, чу, че, чи.
– Обратите внимание на то, что слоги «ЧА» и «ЧУ» напечатаны с буквами «А» и «У». Буква «Ч», как и буква «Щ», дружит с этими буквами, а вот с буквами-зазнайками «Я» и «Ю» - нет, они не нужны ей, потому что звук «Ч» сам по себе мягкий.
в) составление и чтение слов из слогов, игра «Сломанные слова»:
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
(сы, ча) (ча, да) (ча, ту) (чи, лу) (нок, чес) (ки, поч).
13. Составление предложения с данным словом
Печатание предложения под диктовку, звукобуквенный анализ слов предложения, составление схемы предложения; игра «Найди ошибки».
– Отгадайте загадку:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Тик-так, тик-так
Тихо так, тихо так. (Часы).
– «У Саши часы». Что я сказала? Правильно, я сказала предложение. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Сколько в нем звуков? Какие? Напечатаем это слово. Второе слово – «Саши». Сколько в нем звуков? Какие? Напечатаем это слово. Третье слово – «часы». Сколько в нем звуков? Напечатаем и это слово. У вас получилось предложение. Я тоже напечатала это предложение. Посмотрите, я все правильно сделала? (Дети находят ошибки). Сделайте звуковой анализ слов этого предложения. А теперь помогите мне составить схему этого предложения.
14. Итог ННОД:
– В замке какого цвета будет жить буква «Ч»? Почему? Будет ли на шапочке мальчика колокольчик? Почему?
Возвращается почтальон Печкин:
– А вот и я! Расскажите, чему научили вы моего Галчонка. (Дети рассказывают) Большое спасибо! А у меня для вас есть сюрприз – оказывается на почту пришла посылка, она для вас. (Посылка открывается, в ней сладкий приз – чупа-чупсы).
Автор: Филиппова Ирина Ивановна, логопед МДОУ детский сад «Ладушки» комбинированного вида Качканарского городского округа, Свердловская область, город Качканар.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Я не логопед и могу ошибаться, но у меня при знакомстве с данной методической разработкой возникли следующие соображения.
Как я догадываюсь, в зад.№5 слова произносит воспитатель, а в зад.№7 - сами дети? Иначе это была бы отработка одного и то же навыка..Нужно прописывать методические указания для воспитателей.
Зад. №7 и №8 так и просятся на интерактивную доску в презентацию с триггерами.
Зад. №7 Б и №9 дублируют друг друга.
В детском саду согласные звуки действительно делят на звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, но не выделяют шипящие.
Если мультфильм демонстрировался на экране, то,наверное, было видео, а не фонограмма?
Игра на внимание «Что изменилось?» не прописана, и поэтому не понятно, что там изменилось?
"Буква «Ч» дружит с буквами А и У, а вот с буквами-зазнайками «Я» и «Ю» - нет, они не нужны ей, потому что звук «Ч» сам по себе мягкий" - Если назвать буквы Я, Ю буквами - смягчайками,а не зазнайками, тогда во фразе будет прослеживаться логика. А ведь можно было бы и вовсе не давать детям готовый вывод, а подвести их к нему.
"«У Саши часы». Что я сказала? Правильно, я сказала предложение". Если бы мне задали вопрос "Что я сказала", то я бы ответила: "Вы сказали: "У Саши часы". Чтобы дети догадались, что демонстрируется пример предложения, надо сначала дать им образец бессмысленного набора слов "часы, Саши, у". Даже если дети показывают высокий уровень знаний, всё равно формулировка вопросов должна тренировать не их догадливость, а умения и навыки.
В зад. №13 не логичнее было бы составить схему предложения после подсчёта слов в предложении?
Кинезиологические упражнения - весело и полезно. Сама являюсь их приверженцем. Несмотря на высказанные замечания, не могу не оценить то, что с детьми систематически и профессионально проводится логопедическая работа. Но хотелось бы, чтобы дошкольные занятия отличались от школьных уроков, ведь преемственность между садом и школой может выражаться и в том, чтобы учителя перенимали игровые методы от воспитателей.
Если я в чём-то ошибаюсь, являясь непрофессионалом в логопедической работе, то прошу опровергнуть мои замечания - с удовольствием поучусь.
Уважаемая Ирина Ивановна! Спасибо за участие в конкурсе.
Соглашусь с Евой Владимировной, что не всё понятно по описанию мероприятия. Учтите это при отправке работы на следующий конкурс.
При чтении конспекта мне казалось, что это урок в 1 классе, а не в детском саду, даже почтальон Печкин не спас.
Желаю творческого вдохновения и удачи. С наступающим новым годом!
Уважаемая Ирина Ивановна, познакомилась с представленным материалом. Действительно, хороший урок по учебной дисциплине "Обучение грамоте" в 1 -ом классе. Перечитываю еще раз ФГОС ДО, а именно, раздел 4 "Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования". В этом разделе четко обозначено: п. 4.1 "отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров". А на занятии Вы ставите такие цели (но, скорее всего, это задачи) - "совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слогов и слов", "печатание и чтение предложений, составление схемы предложения", "правописание "ча-чу", "ща-щу", "жи-ши". Я сомневаюсь, что все воспитатели в совершенстве владеют методикой обучения чтению и письму, да и надо ли это делать в 6 лет? Развивайте, пожалуйста, детей, воспитатели, а не заменяйте учителей начальных классов. Во ФГОС ДО в рамках целевых ориентиров обозначено: ребенок на этапе завершения дошкольного образования достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Успехов в конкурсе!
Не все в конспекте Ирины Ивановны мне понравилось, но осмелюсь, коллеги, встать на защиту педагога. Такова уж традиционная методика работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей и формированию навыков звукового анализа и синтеза. Логопед - не воспитатель, а учитель, и методикой обучения грамоте владеть обязан. Важно не забывать о ведущей деятельности дошкольников и больше использовать игровых приемов. Успехов в работе!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.