Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.
Материал: картинки – иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.
Предварительная работа:
Яркие, удобные рюкзаки 4youbags.ru для детей обладают современным дизайном, интересными 3D-изображениями, имеют анатомическую спинку. Вряд ли можно будет увидеть такой же рюкзак у кого-то еще.
Части НОД |
Ход НОД |
Деятельность детей |
Оргмомент |
Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского Дети входят в группу. Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем – и гостям, и самим себе.
Придумано кем-то |
Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым. |
Вводная часть |
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:
Прошла по лугам, по лесам, по полям, Спрашивает, какое время года загадано. Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь». Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней? |
Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.
Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней. |
Беседа |
Воспитатель: (Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде. Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела. А под картинкой подписано «Осень». На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг. И под картинкой снова написано «Осень». А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег. И опять написано «Осень». Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень? |
Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.
|
Мотивация на дальнейшую деятельность |
К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль. Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет. Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь? Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами! |
Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим. |
Речевая деятельность |
Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи. Кто хочет прочесть стихотворение? Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге. Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них. (Мнемотаблица)
Этапы работы над стихотворением: 1. Педагог выразительно читает стихотворение. 2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль. 4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. |
Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы.
|
Двигательная деятельность (Физминутка) |
Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке? Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла». Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет – стоите на месте. Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка. |
Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам. |
Планирование деятельности по выполнению учебной задачи
Исследовательская деятельность |
Ну, что ж, а теперь – за работу! Что вам нужно, ребята, для создания книги? Вы знаете, из чего состоит книга? Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию? С чего вы планируете начать свою работу? Нужна ли вам моя помощь? Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения? У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги. |
Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию.
Отбирают иллюстрации осенней тематики. |
Практическая часть |
Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи. Приступайте! Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой? Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать. |
Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом. По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю. Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье». |
Упражнение на релаксацию |
Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались. Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется. А теперь я приглашаю вас в наш круг. |
Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении. По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу. |
Рефлексия |
Чем вы сегодня занимались? Что у тебя получилось лучше всего? Кто помог тебе сегодня? Что у тебя не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что ещё не получается? Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д. |
Дети отвечают на заданные вопросы. Делают самоанализ работы. |
Автор: Стародубова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, г. Шарыпово Красноярского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Галина Николаевна! С большим интересом всегда изучаю работы по речевому развитию дошкольников. И у Вас заявлена ОО "Речевое развитие", странно, что без интеграции областей, хотя и художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие присутствует. Жаль, на активную речевую деятельность детей по теме отведена небольшая часть занятия (заучивание стихотворения). В основном, у меня сожилось такое впечатление, говорите Вы. Возможно, не хватает ответов и рассуждений детей. Это всегда намного интереснее, т.к. передает уровень речевого развития. Успехов в работе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.