Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция к.п.: – практики игрового взаимодействия,
– познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики |
Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает». Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет». Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.» Проблемные ситуации:
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи». Д/и «Догони свою тень» |
Познавательное развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
– Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания,
– свободные практики детской деятельности,
– коммуникативные практики,
– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. |
Опытно-экспериментальная деятельность:
Игры-экспериментирования:
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Исследование:
|
Речевое развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция к.п.: – коммуникативные практики,
– познания мира и самопознания
|
Беседы:
Чтение:
Эвристические беседы:
|
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и – самопознания,
– свободные практики детской деятельности
|
Теневой театр
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги). Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки). Лепка «Воздушный шарик». |
Физическое развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция к.п.: – здорового образа жизни,
– практики игрового взаимодействия
|
Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка». Подвижные игры:
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..». Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками. Физкультминутка «Радуга-дуга». Игра м/п: «Холодно-жарко». |
Взаимодействие с родителями
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики |
Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации. Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. |
Распределение деятельности по центрам активности
Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).
Расширилось содержание культурных практик детей:
Перечень литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
11. Что такое? Кто такой? М., 1996.
Автор: Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
После слов "К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко...Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка..." хочется попросить пишущих об экспериментальной деятельности в детских садах указывать в качестве реальной проблемы не недооцененность педагогами этого вида деятельности, а о трудностях его организации, и увидеть инновационные решения этой проблемы...Но выложенная работа о другом, поэтому говорить буду об озвученной автором проблеме.На мой взгляд, 2 (ну не свой, наверное, опыт, а детей?), 3 и 5 задачи - это одно и то же. Если вид проекта информационно-исследовательский, то почему основной раздел программы (какой программы?) социально-коммуникативное развитие? Как вы организовывали ПРС и почему картотеку опытов создавали уже в конце проекта? Может ли краткосрочный проект привести к устойчивому интересу к познанию? Несмотря на возникшие вопросы к работе, хочу отметить вполне добротное наполнение раздела "Содержание культурных практик"- его разнообразие, соответствие младшему возрасту и - особо - высокая степень реализуемости даже в условиях переполненных групп и недостаточной финансовой обеспеченности детских садов. Спасибо за несколько неизвестных мне опытов из приложения.
Картотека опытов создавалась в процессе ведения проекта. В конце она просто была оформлена в виде книжного сборника и проиллюстрирована фотографиями опытов. По поводу программы- имеется ввиду ООП нашего ДОУ,, которое является РИП по социально-коммуникативному развитию, поэтому любая деятельность рассматривается с точки зрения социализации и коммуникации детей в процессе проектной работы.
По поводу формирования устойчивого интереса- дело в том , что вся работа нашего учреждения построена на реализации краткосрочных проектов, в месяц реализуется от 2 до 4 краткосрочных проектов.
Разработано календарное планирование, которое строится на основе содержания каждого проекта. Работа еще ведется, устраняются неточности и ошибки, оттачивается вся система реализации проектов и планирование.
ПРС - организация идет в процессе работы, огромную помощь оказывают родители. Основные исследовательские лаборатории (в каждой группе) постоянно обновляются и модернизируются. Принцип "зонирования" весьма условен-практически каждый центр (познания, коммуникации, игры, книги,спорта,творчества) способен принять на себя любую деятельность детей. Принцип полифункциональности - основной.
А по поводу трудностей в организации и " недооценивания....."- я просто не стала озвучивать то , что лень и непрофессинализм некоторых педагогов сдерживает широкое использование экспериментальной деятельности в практической работе. А это и есть огромная недооценка возможностей данного метода.
Кое-что стало понятнее. Но всё-таки экспериментальная деятельность относится к ОО "Познание" (это даже заметно по величине вашей же таблички к ОО "Познавательное развитие"), и то, что она интегрируется с "Социализацией", вовсе не позволяет делать её ОСНОВНЫМ направлением работы по формированию межличностных отношений. Конечно, совместное проведение экспериментов как-то объединяет детей, но это тот случай, когда лучше учиться на своём опыте, то есть проводить опыты собственноручно - и вот в этом-то и есть трудность организации экспериментальной работы с большим количеством маленьких детей. Лень воспитателей - это уже вторая трудность :) Принципы же организации среды для всех садов одинаковы, а привычное тематическое планирование - это те же еженедельные проекты, просто прописаны по-иному (хотя прописать "по-иному" - это тоже непростая работа, и я её увидела в вашем проекте). Спасибо за ответ, я поняла вашу мысль.
Уважаемая Лариса Александровна! Спасибо за участие в конкурсе. Работа, представленная на конкурсе, конечно требует внимания, не нужно выбирать материал из "Магической школы" или"Энциклопедии научных опытов Тома и Тима" и т.п, можно смело брать у Вас. Позднее на основе любви к опытам в начальной школе проводят, например, в нашем городе конкурс исследовательских лабораторий "Эврика". В этом году было 40 команд!
Продолжайте в том же духе, магистр педагогики! Удачи в конкурсе!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.