Регистрация

Логопедическое занятие в старшей группе ДОУ по теме «Насекомые»

  • 18 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи. 

Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • активизация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
  • развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
  • воспитание любви и уважения к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.

Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а паук… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.

Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).

Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?

Дети: Цветочки.

Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем. (Логопед читает первое задание).

Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).


Логопед: Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые. Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Логопед: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.

Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.

Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

Порхает (кто) – бабочка
Жужжит – жук
Звенит – комар
Собирает мед – пчела
Жалит – оса
Прыгает – кузнечик
Трудится – муравей
Летает – стрекоза.

    Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.

    Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.

    Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:

    Жа-жа-жа – мы видели ежа.
    Жи-жи-жи – под кустом живут ежи.
    Жи-жи-жи – бегут ежи.
    Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
    Жу-жу-жу – помогу ежу.
    Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

    За-за-за – вот идет коза.
    За-за-за – вот летает стрекоза.
    За-за-за – у куклы синие глаза.
    Зу-зу-зу – накормлю козу.
    Зу-зу-зу – не боюсь козу.
    Зы-зы-зы – нет козы.
    Зы-зы-зы – у меня две козы.
    Зя-зя-зя – мы видели язя.
    Зи-зи-зи – резину привези.

    Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.

    Физминутка «Сороконожка».

    1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
     По сухой дорожке.
    2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
     – Ой, промокнут сорок лап!
    3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
    – Обойду я лужи!
    4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
    – Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
    5. И потопаю потом (дети топают ногами) 
    – Ой, какой от лапок гром! 

      Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем? 

      Дети: Пятый.

      Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….

      Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.

      Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).

      Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.

      Релаксация (под музыку):

      Реснички опускаются, глазки закрываются
      Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
      Дышится легко, ровно, глубоко.
      Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
      Будто мы лежим на травке,
      На зелёной мягкой травке.
      Греет солнышко сейчас.
      Руки тёплые у нас,
      Ноги тёплые у нас.
      Дышится легко, ровно, глубоко.
      Наши ручки отдыхают, 
      Ножки тоже отдыхают,
      Отдыхают, засыпают.
      Хорошо нам отдыхать,
      Но пора уже вставать.
      Голову поднимем выше
      И легко- легко подышим.
      Ой, как пахнет здесь весной.
      Но нам пора уже домой! 

      Итог занятия

      – Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

      – Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

      Автор: Ануфриева Анастасия Александровна, учитель-логопед МКДОУ д/сад №499 «Гнёздышко», г.Новосибирск.

      4.5 из 5 звезд
      (голосов: 2, сумма баллов: 9)

      Получайте бонусные рубли за вашу активность!

      Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

      Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

      Похожие публикации

      Комментарии (5)

      , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


      Галина Павловна 28.10.2015 в 09:03

      Уважаемая Анастасия Александровна! Уважительно отношусь к любой работе, вижу, что Вы специалист своего дела. Наверняка, занятие принесло плоды и дети смогли приобрести необходимые знания , научились говорить звуки, но вот описать согласно условиям конкурса у Вас не совсем получилось. Похожие занятия я встречала в методических рекомендациях для воспитателей. И я бы взяла под сомнение слова "полезные" и "вредные" насекомые. Учитывая экологические связи в природе, всё живое и неживое взаимосвязано, нет ничего лишнего и ненужного. Эти "вредные" насекомые являются пищей для птиц и потому очень нужны в природе.

      Никитина Ева Владимировна 31.10.2015 в 15:15

      Анастасия Александровна, содержание вашего занятия мало соответствует цели "развитие связной речи с использованием мнемотехники". Если эта цель основная, то акцент нужно сделать именно на обучение составлению связного рассказа. Как я понимаю, детям предъявляется готовая схема составления описательного рассказа и она, скорее всего, в рисунках (а сама схема из интернета)? Нужно было её разместить в приложении к работе или хотя бы прописать в самом конспекте план. А ещё лучше составить план вместе с детьми и уже после этого показать им схему в рисунках. Поработать над введением в словарь детей или уточнением значения слов - описаний особенностей насекомых, совместно расширить пункты плана (вы же ставите задачу не только закрепления, но и развития связной речи). Одним словом, в конспекте должна быть отражена методика составления описательного рассказа через какие-то инновационные приёмы.

      Адамбаева Людмила Анатольевна 12.11.2015 в 16:47

      Анастасия Александровна, добрый вечер. Всегда преклоняюсь перед учителями - логопедами Это такая трудная работа - научить ребенка с разными речевыми нарушениями говорить. Дорогого стоит Ваша работа. Познакомившись с материалом, хотела бы уточнений:
      - для детей какой группы речевых нарушений проводилось мероприятие;
      - какова численность группы;
      - конкретная целевая установка.
      И еще. В материале можно часто увидеть слово "логопед" и редко "дети". Причем, ответы детей односложные. А варианты таких ответов не формируют связную речь. Я думаю, что Вы мотивировали детей на полные ответы, но не прописали это. Желаю удачи в конкурсе.

      Елена Елена Елена 10.01.2020 в 10:44

      Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

      Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:47

      Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

      Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

      Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

      Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

      Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

      Онлайн тестирование для детей и педагогов

      Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

      Как стать экспертом наших конкурсов

      Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

      Мы в социальных сетях

      Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!