Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.
Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.
Задачи:
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.
Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.
Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а паук… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.
Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?
Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?
Дети: Цветочки.
Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем. (Логопед читает первое задание).
Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).
Логопед: Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые. Назовите полезных насекомых.
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Логопед: Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.
Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.
Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
Порхает (кто) – бабочка
Жужжит – жук
Звенит – комар
Собирает мед – пчела
Жалит – оса
Прыгает – кузнечик
Трудится – муравей
Летает – стрекоза.
Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.
Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.
Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи – под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за – вот летает стрекоза.
За-за-за – у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу – накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы – у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.
Физминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
– Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
– Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
– Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
– Ой, какой от лапок гром!
Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?
Дети: Пятый.
Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….
Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.
Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.
Релаксация (под музыку):
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!
Итог занятия
– Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
– Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).
Автор: Ануфриева Анастасия Александровна, учитель-логопед МКДОУ д/сад №499 «Гнёздышко», г.Новосибирск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Анастасия Александровна! Уважительно отношусь к любой работе, вижу, что Вы специалист своего дела. Наверняка, занятие принесло плоды и дети смогли приобрести необходимые знания , научились говорить звуки, но вот описать согласно условиям конкурса у Вас не совсем получилось. Похожие занятия я встречала в методических рекомендациях для воспитателей. И я бы взяла под сомнение слова "полезные" и "вредные" насекомые. Учитывая экологические связи в природе, всё живое и неживое взаимосвязано, нет ничего лишнего и ненужного. Эти "вредные" насекомые являются пищей для птиц и потому очень нужны в природе.
Анастасия Александровна, содержание вашего занятия мало соответствует цели "развитие связной речи с использованием мнемотехники". Если эта цель основная, то акцент нужно сделать именно на обучение составлению связного рассказа. Как я понимаю, детям предъявляется готовая схема составления описательного рассказа и она, скорее всего, в рисунках (а сама схема из интернета)? Нужно было её разместить в приложении к работе или хотя бы прописать в самом конспекте план. А ещё лучше составить план вместе с детьми и уже после этого показать им схему в рисунках. Поработать над введением в словарь детей или уточнением значения слов - описаний особенностей насекомых, совместно расширить пункты плана (вы же ставите задачу не только закрепления, но и развития связной речи). Одним словом, в конспекте должна быть отражена методика составления описательного рассказа через какие-то инновационные приёмы.
Анастасия Александровна, добрый вечер. Всегда преклоняюсь перед учителями - логопедами Это такая трудная работа - научить ребенка с разными речевыми нарушениями говорить. Дорогого стоит Ваша работа. Познакомившись с материалом, хотела бы уточнений:
- для детей какой группы речевых нарушений проводилось мероприятие;
- какова численность группы;
- конкретная целевая установка.
И еще. В материале можно часто увидеть слово "логопед" и редко "дети". Причем, ответы детей односложные. А варианты таких ответов не формируют связную речь. Я думаю, что Вы мотивировали детей на полные ответы, но не прописали это. Желаю удачи в конкурсе.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.