Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Тема занятия: «Как деревья готовятся к зиме» (с использованием экологической сказки «Девочка-Осень»).
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Материалы и оборудование к занятию:
1. Магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».
2. Осенние листья с разных деревьев.
3. Листья из цветной бумаги (с одной стороны зеленый, с другой - красные, желтые, коричневые и т.п.)
4. Пелерина и султанчики для дождя.
5. Маска для «ветра» и шарф.
Карандаши, краски, пластилин и другие канцтовары для занятия вы можете приобрести на сайте www.kanc-magazin.ru
Предварительная работа
Познавательное развитие:
1) Тема: «Природа на территории детского сада». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой, развивать познавательные игры;-
2) Тема: «Природа в городе». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания).
3) Тема: «Как помочь природе в городе». Задачи: Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, помочь в понимание связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды.
4) Тема: «Кто что ест». Задачи: Формировать представления о разнообразии плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных.
5) Тема: «Для чего нужны семена». Задачи: Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, вызвать интерес к исследовательской деятельности.
6) Тема: «Поэты и писатели об осени».
7) Тема: «осень на пороге» (по рассказу Н.Сладкова; «Осень на пороге»).
Продуктивные виды деятельности.
А) Аппликация: «Цветная клумба», «осенний натюрморт», «листочки на окошке», «дары осени».
Б) Лепка: Танцующие листья» (декоративная, рельефная), «Ветка рябины», «Яблоки»
В) Рисование: «Деревья в нашем городе», «Загадки с грядки», «Краски осени, осенние листья»
Г) Конструирование: «Друзья - притворяшки» (природный материал)
Дидактические игры:
1. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу.)
2. «Узнай лист»
3. «Найди листок, как на дереве»(учить детей классифицировать растения по определенному признаку; найти часть по целому)
4. «Чудесный мешочек» (закрепить умение различать и называть фрукты, овощи; выделять их характерные признаки).
5. «Лесная школа» (закрепление знаний детей о лесных дарах).
6. Природа «Раз, два, три - к дереву беги» (закрепить знания детей о деревьях).
7. «Детки на ветки»
Работа вне занятия:
Наблюдения:
1. Вводная часть. Беседа об осени.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются, проходят к стульчикам, присаживаются).
Воспитатель: Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. Кто хочет рассказать? Высказывания детей («Мигнула липа пестрым листом – осень позвала).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Говорят, есть две осени? Как они называются? (Высказывания детей: (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).
Воспитатель: Да, дети, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (Дети подбирают определения – прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)
Воспитатель: Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать чтобы описать позднюю осень? (Ответы детей: холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо – плохо». Осень – это хорошо, потому что ...(ответы детей). Это дивная, сказочная осень принесет и радость, и грусть. И это, наверное, хорошо.
2. Основная часть. Волшебные превращения
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки про осень? О природе? (Ответы детей). Помните сказку «Девочка-осень», которую я придумала вместе с ребятами? (Ответ детей). Хотите стать героями этой сказки? (Дети: Да!) Выбирайте, кем вы будете! (Распределение ролей).
Воспитатель: Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди...
Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.
Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.
Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.
– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.
– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.
И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она показать спорщиц и попросила своего друга:
Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!
Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:
Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.
Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.
Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.
Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.
Воспитатель: И повторялось это каждый год...
3. Экологическая беседа
Воспитатель: Вот закончилась сказка. Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Высказывание детей). Ребята, сказка похожа на правду? (Высказывания детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?... (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).
Воспитатель: Ребята, мне хочется задать вам еще такой вопрос «Правильно ли поступила Девочка-Осень?» (Высказывание детей).
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы нарисовать героев этой сказки? (Воспитатель благодарит детей и все идут рисовать. Играет музыка).
Последующая работа
1. Тема: «Дерево-дом и столовая для животных». Задачи: Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.
2. Тема: «Лесной дом». Задачи: Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.
3. Тема: «Елочка – зеленая иголочка».
Автор: Ускова Анна Евгеньевна, воспитатель компенсирующей группы МАДОУ детский сад комбинированного вида №390, г. Нижний Новгород.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Анна Евгеньевна! Спасибо Вам за участие в конкурсе. Отличительная черта Вашей публикации: большая подготовительная работа до занятия "Как деревья готовятся к зиме"и цикл занятий после. Это позволяет судить о кропотливой Вашей работе. Но не понятно, кто автор сказки "Девочка-Осень"? К сказке есть замечания. А ещё можно было объяснить почему например, ель не сбрасывает хвою и поместить фото с занятия. Желаю удачи и побольше солнечных дней в году!
Анна Евгеньевна, есть замечания к грамматике вашей работы и к неточности формулировок. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу)" - это как понимать? Человек же часть природы, или подразумевается тема "Живая и неживая природа?" Формирование целостной картины мира как часть ОО "Познание" проводится в неделю 1 раз. В прописанной вами предварительной работе прописано 7 тем. Возникает вопрос: вы почти 2 месяца знакомите детей с особенностями этого времени года? Если же вы имели ввиду, что знакомите детей с этими темами не только через НОД (хотя работа "вне занятия" у вас прописана отдельно!), но и в рамках совместной деятельности, режимных моментах или на прогулках, то тогда нужно корректировать формулировку задач: писать не "учить", "формировать", а закреплять, упражнять, уточнять...Было бы хорошо, если в итоге занятия дети дали логически выстроенный ответ на вопрос "Как деревья готовятся к зиме", а для этого наверняка потребуется какой-то приём "подсказка" (образец ответа сложным предложением "деревья..., потому что...", план рассказа, ответ по цепочке или др.).
Анна Евгеньевна, добрый вечер. Познакомилась с Вашим материалом. Действительно, согласна с предыдущими экспертами, большая, кропотливая и долгосрочная подготовка к итоговому мероприятияю. Так может быть результативней и эффективней было бы оформить это проектом, педагогическим. Но и итоговое занятие тогда должно быть продуктивным, практико - ориентированным. Конечно, хотелось бы визуализации. Было бы убедительно. Спасибо. Удачи в конкурсе.
Спасибо за занятие! В игре "Хорошо-плохо" не написано, а что же плохо в осени. Одна из задач устанавливать причинно-следственные связи, какие? Если это про осень, то здесь описана только одна связь - что деревья сбрасывают листья.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.