Международные и Всероссийские конкурсы
Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Конспект познавательно-исследовательской прогулки за пределы детского сада с детьми разновозрастной группы (4-7 лет)
Конспект могут использовать воспитатели как сельского, так и городского детского сада с детьми разновозрастной группы 4-7 лет, можно адаптировать и для отдельной возрастной группы.
Лучше всего провести такую прогулку поздней осенью или в начале зимы. Она поможет сформировать знания детей о сезонных изменениях в природе поздней осенью, познакомить с кустарником калиной и ее особенностями. А также поможет в развитии познавательных интересов и исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности с воспитателем в ходе опытов с природными материалами, объектом природы. А также прогулку можно включить в длительное наблюдение за калиной в разное время года.
Тема: «Кому мороз не страшен, кто от мороза краше?»
Цель: Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой, создание педагогических условий для расширения знаний детей об окружающем мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности посредством ознакомления с жизнью деревьев и кустарников родного края поздней осенью.
Задачи:
Материал: Птичка снегирь (игровой персонаж), красные бусы с круглыми бусинами, материал для исследовательской деятельности: салфетки бумажные, зубочистки, фотографии этого куста в разное время года.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Формы проведения: групповая.
Вводная часть
Организационный момент.
Ребята, поиграем в превращалки:
Раз, два, три !
Стали мы теперь- не мы!
Раз, два, три!
Мы деревья и кусты!
Педагогический этюд.
Осень поздняя пришла,
Снег и ветер принесла (стоя, качать руки перед собой вверх и вниз).
Зябко стало деревцу (стоя, подняв руки, вверх изображать озябшее дерево).
Зябко стало кустику (присесть и изображать озябший кустик).
Стоим, бедняжки, голые (стоять слегка покачиваясь, руки с растопыренными пальцами вверху),
Ждем зимушку и холода!
Будем спать под вой метели: (имитация сна)
Березы, клены, липы, ели.
Воспитатель: Кто у нас клен?
Кто липа? Кто сирень? Кто елочка?
Угадайте, а кто же я? Я куст,
И мне мороз не страшен.
Я от мороза краше? (Одевает красные бусы).
Чив, чив ,чивирь…
Прилетел ко мне снегирь! (Игровой персонаж Снегирь на ладони).
Ответы предположения детей, если сразу не называют, то снегирь подсказывает, что он специально прилетел из Сибири, в наши края, потому что любит ягоды.
Воспитатель: Снегирь, а какие ты ягоды любишь? Малину? (Дети называют разные садовые и лесные ягоды).
Снегирь: Нет, этих ягод я не ем, они растут в теплое время года, их уже не бывает, когда я к вам прилетаю, это другие ягоды, которым не снег, не мороз не страшен. Это калина!
Познавательно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: А давайте проверим, действительно ли куст калины не боится мороза и за что Снегирь так любит калину, чем она полезна птицам и нам людям.
Раз, два, три !
Стали мы опять детьми.
Превращаемся в детей – исследователей
И любителей природы
В любое время года.
Снегирь, помоги нам отыскать в нашем селе калину! А, может, кто-то из вас, ребята, знаком с этим кустом и знает, где она растет?
Прогулка к кусту калины, любование.
Воспитатель:
Холодом веют
Осенние леса,
Лишь одна алеет
Ягода-краса.
Кисти раскалила
И горит огнем
Жаркая калина
Хмурым серым днем.
Видно куст калины
Далеко окрест,
Он теплом последним
Согревает лес.
Рассматривание кистей калины.
Подумайте, посмотрите и скажите, почему про ягоды калины говорят – кисть калины. У нас с вами есть кисти? Опустите кисть вашей руки, как кисть калины висит на кустике, представьте , что у вас на кончиках пальчев висят красные ягоды, покачайте кисти на ветру.
Сорвем по одной ягодке и подержим их на ладони. На что похожи ягоды калины? (Ответы детей: На бусинки, на капли крови, на конфеты леденцы и т.п.).
Обследование ягоды: покатать на ладони, слегка сжать между указательным и большим пальцем, понюхать.
Вопросы к детям: какая ягода на ощупь? (Гладкая, холодная, твердая).
Воспитатель: А по-моему, ягода холодная и твердая? Что еще бывает холодным и твердым? (Предположения детей: Она замерзла, застыла от мороза, превратилась в ледышку).
Воспитатель: На морозе превращаются в лед только вода и некоторые жидкости: молоко, сок. Из чего же состоит ягода калины если она превратилась в ледышку, замерзла? (Предположения детей: в ягоде есть жидкость, сок).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтоб узнать есть ли в ягоде сок?
Дети: Раздавить.
Воспитатель: Давайте сначала согреем, растопим ледышку в ладошке. Как еще можно согреть ягоду?
Дети: Принести в комнату, где тепло.
Воспитатель: А где нам здесь взять тепло?
Дети: Согреть теплым дыханием, спрятать в карман и т.п.
Воспитатель: Какая стала ягода на ощупь , когда согрелась?
Дети: Мягкая.
Воспитатель: Легко ли будет раздавить ягоду? Посмотрите, что я захватила с собой : салфетки, зубочистки.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас проведет эксперимент. Цель этого эксперимента – узнать из чего состоит ягода калины?
Каждый сам выберет, как будет действовать, изучать калину: возьмет для этого, какие посчитает нужными, материалы или вообще ничего не потребуется? Вперед, исследователи!
Опыт: раздавить ягоду на салфетке или зубочисткой, или пальцами, понюхать, определить, что еще есть внутри ягоды калины.
Дети после опыта высказываются о том, как они действовали и к каким выводам пришли: из чего состоят ягоды калины: кожура, сок, мякоть и семечко – косточки внутри ягоды.
Снегирь: Ребята, как вы думаете, а что для меня в ягоде калины самое вкусное?
Ответы детей: Сок, мякоть, семечко.
Снегирь: Я острым клювом протыкаю ягоду и кушаю её. Я люблю семечко калины и мякоть, а кожуру я оставляю.
Воспитатель: Калина служит пищей не только снегирям, но и другим птицам: свиристелям, дроздам, клестам, синичкам. Потому что ягоды калины замерзают и могут висеть на кусте всю зиму и птицы ими лакомятся. Калина помогает и людям, ее запасают впрок, а потом используют для лечения простуды, кашля, ягоды калины улучшают работу сердца. Вот какая полезная ягода калина.
Снегирь: На вкус ягода калины кисло-сладкие с легкой горчинкой, но после замороска она становиться вкуснее, слаще и ароматнее. Собирают урожай калины после первых заморозков.
Отгадайте загадку :
Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? - ...
Кому вы расскажите о том, что сегодня узнали? Кому загадаете загадку?
Давайте сорвем несколько кисточек калины и продолжим её изучать в группе: вымоем и попробуем на вкус, а еще попробуем засушить.
Снегирь: Ребята, а еще калину очень любили и ценили в старые времена. Люди на Руси верили, что калина оберегает дом, семью, придает человеку сил. В старину калину называли «свадебным деревом». Цветами калины украшали свадебные столы, угощения. А невеста дарила своему жениху полотенце с вышитыми листьями и гроздьями калины. А калиновым соком девушки умывались, чтоб стать румянее и красивее. А еще на Руси пекли пироги с калиной-калинники.
Познакомлю вас с народными приметами, пословицами, связанными с калиной: «Сей ячмень, пока калина не зацвела», «И калина с калачом ему нипочем», «В сенокос горька, а в мороз сладка».
Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии, узнаете вы этот куст? В какое время года сделаны эти фото?
Ах, ягода-кудесница!
Невестой в мае месяце
Вся белым занавесится,
Цветы, как кружева.
И осенью прекрасная
Калина рдеет красная.
Ведь вот какая разная,
В ней красота жива.
Нравятся вам эти фотографии, на какой из них куст калины вам нравиться больше? Расскажите, почему, чем нравится весенняя, летняя калина? Кому больше нравится зимняя калина?
Давайте на прощанье споем калине хороводную русскую народную песню «На горе то калина» в обр. Ю. Чичкова.
Спасибо, снегирь, что ты к нам прилетел, желаем тебе вкусной еды зимой.
До свидания, калина! Радуй нас и птичек зимой!
Выполнила: воспитатель Вихарева Надежда Борисовна.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.