Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Актуальность проекта
Словарный запас – это лексическая компетентность речи, которой человек пользуется для общения и адаптации в социуме. У детей словарный запас должен быть достаточным для общения со сверстниками, успешного обучения в школе, понимания произведений художественной литературы.
У детей старшего дошкольного возраста объем словаря достаточно велик, т.е. лексический компонент не нарушен. Но нарушен семантический компонент речи детей (значение слова). Поэтому мы должны обратить особое внимание на знание и практическое использование детьми слов – синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.
Цель проекта:формирование семантического компонента речи детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами.
Задачи проекта:
1) Оформить альбомы для детей: «Слова – друзья» – синонимы, «Слова наоборот» – антонимы, «Слова – близнецы» – омонимы, «Упрямые слова» – неизменяемые слова.
2) Оформить картотеку игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами, неизменяемыми словами.
3) Изготовить книжки – малышки о неизменяемых словах.
4) Уточнить и актуализировать знания родителей о словах – синонимах, антонимах, омонимах, неизменяемых словах.
5) Обобщить знания педагогов о семантическом компоненте речи.
Срок реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2015 гг.
Участники проекта: дети старшей группы, учитель-логопед, воспитатели.
Предполагаемый продукт проекта:
Работа с детьми:
Работа с семьей:
Работа с педагогами:
Проект еще не завершен, но уже есть первые практические результаты (см. Приложение).
Альбом «Слова-друзья» с иллюстрациями и комментария о словах-синонимах.
Альбом «Слова наоборот» с иллюстрациями и комментариями о словах-антонимах.
Альбом «Слова-близнецы» с иллюстрациями и комментариями о словах-омонимах.
Книжки-малышки о неизменяемых словах со стихами, загадками, пословицами и поговорками.
Автор: Томилова Юлия Рафаиловна, учитель-логопед МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка», Пермский край, село Бершеть. Педагогический стаж 12 лет. Достижения: Призер районного конкурса профессионального мастерства «Золотое яблоко - 2014», 2 место; Призер международного конкурса «Логопедическое пособие своими руками», 3 место; Призер Всероссийского конкурса дошкольных образовательных учреждений «Территория - 2011», 2 место по Пермскому краю; Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ «Современный детский сад - 2013», «Современный детский сад - 2014»; Активный участник различных Всероссийских и международных педагогических конкурсов и олимпиад.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Юлия Рафаиловна, я не назвала бы Вашу работу проектом, обобщение опыта в рамках саморазвития (самообразования) - да, но не проект. Время диктует новые требования, в том числе и к авторским пособиям, рукотворные книги сейчас вполне возможно и даже необходимо в целях обеспечения их здоровьесберегающего компонента, перевести в "цифру", т.е. оформить в электронном виде, тем более, что интернет в этом смысле обладает грандиозными возможностями: качественный клипарт (картинки), разнообразие шрифтов, "умные" программы, в которых Ваши пособия возможно "превратить" в электронную книгу, например. Спасибо за опыт и удачи!
Уважаемая Светлана Александровна, возможно я недостаточно развернуто расписала своей проект.Но все книжки-малышки и альбомы сделаны не мной, а родителями вместе с детьми. В этом и был смысл проекта.Если бы все это я оформила сама, то тогда действительно - это было бы уже не проектом.Еще раз повторюсь, что это не мои авторские пособия. Благодарю за оценку моей работы!
Юлия Рафаиловна, тема вашей работы очень актуальна, могу сказать это уверенно, так как я этом году учу 1 класс. Материал собран интересный., объемный. Но действительно нужно идти в ногу со временем и представленный материал необходимо усовершенствовать. Думаю, что участие в конференции даст возможность "услышать" мнение коллег и усовершенствовать вашу работу. Желаю удачи!
Лариса Андреевна, благодарю Вас за оценку моей работы. Но, как я уже писала в предыдущем комментарии, это не мои разработки, это работа родителей с детьми. Мне было важно, чтоб и в семье знали и оперировали такими понятиями (синонимы, антонимы и т.п.). Я лишь пользуюсь всеми этими альбомами и книжками как дидактическим пособием. Все эти пособия, кстати, находятся в группах и их использую не только я, но и воспитатели. По поводу участия в конференции и возможности усовершенствовать свою работу я с Вами совершено согласна. Благодарю Вас за комментарий! Удачи и Вам!
Уважаемая Юлия Рафаиловна, интересные разработки родителей, они у вас молодцы! Я думаю, в ИКТ-компетентности родителей не стоит сомневаться: сейчас у нас ничего не делается без компьютера, поэтому следуя совету Светланы Александровны стоит оформить эти разработки в электронном виде, получится здорово! И идея с "электронной книгой" классная! Удачи вам и от меня-5!
Мария Сергеевна, благодарю Вас за добрые слова в адрес наших родителей. Весь материал будет переработан мной обязательно, но не в электронную книгу, а в компьютерные игры. Благодарю Вас за комментарий! Успехов Вам!
Уважаемая Юлия Рафаиловна! С огромным интересом ознакомилась с Вашим проектом! Ваша работа по обогащению словаря детей очень важна и актуальна. Особенно ценно в Ваше работе, что Вы привлекаете к этой работе родителей. Вами и родителями Ваших воспитанников созданы замечательные дидактические пособия. Однако, на мой взгляд, Вами представлен не педагогический проект, а один из результатов его реализации. И конечно же, Ваш проект только выиграет от оформления дидактических пособий в цифровом виде. Спасибо за участие в конкурсе! Удачи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.