Регистрация

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры – необычные натуры»

  • 21 февраля 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность и практическая значимость

Образовательная область «Познавательное развитие» является одной из основных в развитии и формировании разносторонне развитой личности ребёнка. А формирование элементарных математических представлений и дальнейшее их применение будут способствовать развитию логики, памяти, внимания и пространственного мышления.

Принцип преемственности в дошкольном и школьном образовании позволяет сделать его непрерывным и поступательным – при этом любое знание, полученное в дошкольном учреждении, будет востребовано и расширено в начальной, а затем и старшей школе. Поэтому, необходимо, чтобы понятийный аппарат дошкольника включал в себя термины, которые будут базовыми при изучении математики в школе, и не будут противоречить вновь полученным знаниям.

Важным фактором успешного формирования элементарных математических представлений является их актуализация. В дошкольном возрасте ребёнок ещё не ставит приоритет: «знание ради самого знания», а оперирует понятием «интересно». Поэтому, вводя любое новое понятие, и закрепляя уже полученное ранее знание, необходимо заинтересовать ребёнка самим приёмом его введения и закрепления. При этом следить за тем, чтобы ребёнку было не только интересно, но и понятно, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах в рамках экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:

1. Формировать навыки самостоятельной работы с практическим материалом.

2. Научить детей делать прямоугольник из двух полосок бумаги.

 3. Научить детей делать пятиугольник из полоски бумаги.

4. Закреплять навык ориентировки на плоскости.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к нестандартным методам расширения понятийного аппарата при формировании элементарных математических представлений.

2. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, сообразительность.

3. Развивать умение заниматься экспериментальной деятельностью.

4. Развивать способность работы в группе.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к математическим познаниям.

2. Воспитывать интерес к познавательно – экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать старательность и аккуратность.

Методические приёмы:

1. Наглядно-демонстративный (использование наглядного материала).

2. Вербальный (рассказ, пояснение, диалог с детьми).

3. Практический (работа с полосками бумаги (экспериментальная деятельность) и выполнение работы по инструкции).

Оборудование и раздаточный материал: Полоски бумаги двух цветов (желтая и две розовые, разной длины) - шириной 3 см; клей – карандаш; цветные карандаши; ножницы; геометрические фигуры в контейнере; шарф.

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры – необычные натуры»

Автор: Вторых Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической деятельности 8 лет, МБДОУ детский сад № 70 комбинированного вида, р.п Большие Вяземы, Московская область, Одинцовский район.

3.6 из 5 звезд
(голосов: 14, сумма баллов: 50)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (64)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 23.02.2015 в 15:06

Уважаемая Ирина Александровна, вы представили очень интересную экспериментальную деятельность.
Мне интересно, вы знаете, чем занятие отличается от НОД? Знакомясь с вашим вторым занятием – вижу, что «нет». Почему вы сообщаете детям в начале занятия, чем они будут заниматься? А как на счёт проблемной ситуации? Если вы правильно указываете обр.обл. по ФГОС, значит знакомы с системно-деятельностным подходом… Но структура вашего занятия говорит об обратном. У вас очень интересные идеи, но оформляете вы их по старинке. А хочется, чтобы всё было в ногу со временем. Ну, и по мелочам… На этапе занятия «Рефлексия» для чего вы проводите «завершающее задание» (выделение геометрических фигур)? Это задание не соответствует цели данного этапа (вы неправильно выделяете этапы НОД).
По вашим комментариям вижу: вы продвинутый, творческий педагог. Осваивайте «Технологическую карту НОД», тогда решите свою проблему (принципы структуры НОД). За педагогическую инициативу – 5.

Ирина Александровна 23.02.2015 в 16:42

Здравствуйте, Ирина Викторовна. Попробую внести некоторую ясность.
1. "Мне интересно, вы знаете, чем занятие отличается от НОД?". Мне тоже интересно, чем же "занятие" отличается от "НОД", если одно и другое - это целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения. (Трудно изобрести колесо, если оно уже давно изобретено, поэтому используем игру терминами!)
2."Почему вы сообщаете детям в начале занятия, чем они будут заниматься?" Это необходимость в контексте данного образовательного процесса: детям сообщается о том, что они продолжат знакомство с геометрическими фигурами, чтобы определить вектор деятельности детей с полосками. Иначе, как Вы думаете, ребята ответят на вопрос: "Что можно сделать с этими полосками?"
3. Теперь уже мне очень интересно: что для Вас "Рефлексия"? Если нетрудно, поясните, пожалуйста. Спасибо.

Ануфриева Ирина Викторовна 23.02.2015 в 18:05

Я, наверное, погорячилась на счёт вашей продвинутости, если для вас «занятие» и «НОД» - это только лишь «целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов…и т.д..»
Отличительные особенности НОД, прежде всего в –
1. формах её организации,
2. изменении позиции педагога по отношению к детям,
3. обновлении структуры НОД.
1. С формой организации всё в порядке – занятие-эксперимент.
2. Когда воспитатель сообщает детям о теме занятия, это подтверждает административно-регламентирующий стиль поведения взрослого по отношения к ребёнку, что уже на этапе введения ФГТ нам запретили делать и предложили, если вы помните, непринужденно-доверительный, партнёрский. По Коротковой мы должны включаться в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»). И для этого нам предлагают или мотивацию или (желательно для детей старшего возраста) проблемную ситуацию, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению (целеполагание).
3. Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД (поработайте над этим)…
Для меня «рефлексия» что и для всех: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. А у вас рефлексия заключается в «-Вам понравилось наша деятельность? - А что вы узнали сегодня?». Это отдельный, не менее важный этап, актуально использовать рефлексию в игровой форме: «Дерево творчества», «Светофор», «Лоза», «Картинная галерея» и т.д. Если вы не организуете правильно рефлексию, вы не узнаете: достигли ли вы (дети) цели занятия.

23.02.2015 в 19:18

Да, Ирина Викторовна, видно, предстоит начать "сказочку сначала. Введение ФГТ, а затем и ФГОС ДО наделало не мало шума, разговоров и т.п. Много было сказано о том, что "занятие" - это плохо, это авторитарный стиль, это отсутствие свободы выбора для ребенка, это навязывание способов действия, это субъект - объектные отношения и т.д., и т.п. А теперь по существу: занятие в ДОУ всегда имело свою специфику, отличную от школьных занятий: сюрпризный момент, игровая деятельность, двигательная деятельность и прочее, в силу возрастных особенностей детей. По - вашему, занятие - это авторитарный стиль общения и не более. К корне, с Вами не согласна.
Знакомство детей с предстоящей направленностью их деятельности, не является показателем субъект - объектных отношений и авторитарного стиля общения, не стоит утрировать. Как уже говорилось ранее, это необходимость. Дальнейший порядок действий говорит о объект - объектных отношениях.
" использовать рефлексию в игровой форме: «Дерево творчества», «Светофор», «Лоза», «Картинная галерея» - можно, но только не в данном случае.
"достигли ли вы (дети) цели занятия" - я узнала, используя последнее задание .
P.S. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Ануфриева Ирина Викторовна 23.02.2015 в 20:31

Не хочется извращать назначение комментариев по поводу конкурсной работы и превращать их в бесполезный спор... Поживём - увидим.

Любовь Владимировна 23.02.2015 в 15:27

Даже и не знаю,Ирина Александровна,стоит ли мне оставлять свой комментарий... Попробую...Опять же, на мой взгляд,но - я удивляюсь Вам и некоторым другим коллегам - какие "продвинутые" дети у Вас!Вот так сообразить - что из полосок можно сконструировать прямоугольник...Опять же - эксперимент - "Эксперимент - исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким - либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента - естественный - , участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный - , который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента" - и где это у Вас? в общем,как и в предыдущем случае - идея хороша,да конспекты всё грешат! Для примера -" Развивать умение заниматься экспериментальной деятельностью", или "Воспитывать интерес к математическим познаниям", или "Развивать интерес к нестандартным методам расширения понятийного аппарата при формировании элементарных математических представлений" - это как??? Вам нужно в срочном порядке помирить теорию с практикой!

Ануфриева Ирина Викторовна 23.02.2015 в 16:37

Любовь Владимировна, вы немного путаете экспериментальную деятельность взрослых и дошколят. Детское экспериментирование – это познание детьми свойств и связей объектов разными способами действий, проще говоря, это ежедневная их практическая деятельность, с помощью которой дети познают окружающий мир: рвет бумагу и смотрит, что получится, ломает машинку и куклу, измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды в луже и т.д. Все это объекты детского исследования, экспериментирование. А вы о какой-то стратегии, «в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким - либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания»… И не могут быть у нас никаких исследований, которые «обычно проводится в специально оборудованных помещениях». Бред…

Ирина Александровна 23.02.2015 в 16:45

Ирина Викторовна, спасибо, что уточнили. Я не успела ответить по поводу экспериментальной деятельности в ДОУ.

Любовь Владимировна 24.02.2015 в 03:21

Ирина Викоровна,Это Вы немного заблуждаетесь.Понятие "Зксперимент" по сути своей не поменяет смысла ни в ДОУ,НИ В вузЕ.Я прочла соответствующую лит-ру (всегда так делаю,когда возникают сомнения),вот некоторые ссылки.загляните,пожалуйста.Ну если в спец.лит-ре прописан БРЕД -я замолкаю.
http://www.maam.ru/detskijsad/detskoe-yeksperimenti rovanie-v-dou.html
l-mikheeva.ru/avtor/detskoe-eksperimentirovanie-v- dou-kak-odin-iz-metodov-razvitiya-samostoyatelnoy-tvorcheskoy-lichnost i
http://fb.ru/article/167406/eksperimentirovanie-v-podgotovitelnoy-g ruppe-detskoe-eksperimentirovanie-v-dou
http://www.moi-detsad.ru/kons ultac/konsultac2826.html
Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:
- недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;
- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности "детское экспериментирование" и отсутствием технологии организации этого процесса." - ЭТО ОТНЮДЬ НЕ МОИ СЛОВА.

Ирина Александровна 23.02.2015 в 17:35

Здравствуйте, Любовь Владимировна, приятно вновь видеть Вас. По поводу экспериментально- исследовательской деятельности в ДОУ я уже писала ранее, не буду повторяться. К тому же, Ирина Викторовна уже внесла некоторые коррективы.
Нет, "Вот так сообразить - что из полосок можно сконструировать прямоугольник" - не возможно.(Кроме того, не каждый взрослый сообразит). Вы, просто, что - то упустили в конспекте. Дети убеждаются, что из полос, склеенных в кольца, можно получить прямоугольник, только после того, как были выполнены все предполагаемые действия. Ребята выдвигали предположения (гипотезы) и проверяли их.
Далее, не совсем поняла вопрос, относительно программных задач, которые обозначены в образовательной программе ДОУ:
-" Развивать умение заниматься экспериментальной деятельностью" - выдвигать предположения, проверять их, делать выводы.
-"Воспитывать интерес к математическим познаниям" - воспитывать интерес к деятельности, способствующей формированию и развитию математических представлений.
-"Развивать интерес к нестандартным методам расширения понятийного аппарата при формировании элементарных математических представлений" - способы закрепления понятий "прямоугольник", "пятиугольник" были нестандартными и отличались от применяемых ранее приемами, что вызвало определенный интерес у детей, т.е. произошло развитие познавательного интереса. Спасибо.

Любовь Владимировна 24.02.2015 в 03:37

Об эксперименте - см.выше.
Что я упустила в конспекте - "- У нас получилась вот такая «конструкция».
Воспитатель демонстрирует итог работы.
- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру можно получить из этой «конструкции»? (Предположения детей). - А ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ПРЕДЛОЖИЛИ,НАПРИМЕР,КРУГ?
- А что для этого нужно сделать? (Предположение детей: разрезать кольца).-
- Верно, а как разрезать? (Предположения детей: разрезать кольца по ширине или по длине)" - ?
Жаль,что мы не понимаем друг-друга относительно уместности используемых формулировок в конспекте - поэтому закончу словами Ирины Викторовны - "Не хочется извращать назначение комментариев по поводу конкурсной работы и превращать их в бесполезный спор..." Удачи Вам,и всё-же - не игнорируйте педагогическую лит-ру!

24.02.2015 в 20:40

"А какие геометрические фигуры можно сделать из этих полосок? (Ответы детей)." - прямоугольник, квадрат,треугольник, трапеция, круг - "Можно отрезать, сложить, склеить" - это ответы детей.
" Как вы думаете, какую геометрическую фигуру можно получить из этой «конструкции»? (Предположения детей) - круг, если разъединить кольца. (Не обозначила в конспекте. Иногда бывает сложно не упустить все моменты, поясняющие то или иное действие, поскольку работа уже проделана и все кажется очевидным.)
Используя, оба кольца, склеенных между собой, дети предложили разрезать полоски, далее, думаю, все понятно.
По поводу педагогической литературы -читаю и изучаю (а познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ, все же, направлена не на лабораторные исследования.)

Любовь Владимировна 25.02.2015 в 09:24

То есть,когда дети отвечают,что можно получить,например,трапецию,Вы никак не проверяете эту версию,а как только сказали- прямоугольник-Вы тут же радуетесь - "Правильно!" и ведёте далее детей по Вами намеченному пути.А почему дети предложили именно повдоль разрезать,а не поперёк? Не Вы идёте за детьми.Я уже писала Вам,Ирина Александровна,- тщательнее готовьте конкурсную работу,а то Вы в ответ на указанные в комментариях замечания реагируете так - "да это всё элементарно,я просто просмотрела,забыла прописать". Я и не утверждаю обратное,но ведь со стороны всё видится так,как Вы это преподнесли,в этом Ваша недоработка,что возникает много вопросов. И ещё раз об позн.-исслед. деят-ти (хотя вначале речь шла именно об эксперименте) - я полностью согласна,что вовсе не обязательно проводить лабор.исследования(хотя во многих ДОУ это есть),организуйте эксперимент другим способом - чтобы это было,а не называлось.Ничуть не хотела Вас обидеть или усомниться в Вашем профессионализме - речь велась о представленной Вами работе. Всего Вам доброго!Выдержки!Внимательности!

Ирина Александровна 25.02.2015 в 20:32

"То есть,когда дети отвечают,что можно получить,например,трапецию,Вы никак не проверяете эту версию,а как только сказали- прямоугольник-Вы тут же радуетесь - "Правильно!" и ведёте далее детей по Вами намеченному пути" -Что - то с трудом идет понимание. Дети предложили сделать фигуры из полос, т.е "отрезать от полоски прямоугольник", "вырезать трапецию" и т.д. После того, как были склеены кольца, и было предложено поэкспериментировать с "КОНСТРУКЦИЕЙ", дети предложили разрезать полоски по ширине или по длине, но НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ! (Я уже поясняла - пишет 23.02.2015 в 17:35 ).
"А почему дети предложили именно повдоль разрезать,а не поперёк?" - предложили: ПО ШИРИНЕ или ПО ДЛИНЕ (в конспекте НОД все указано).
"да это всё элементарно,я просто просмотрела,забыла прописать" - не передергивайте, Любовь Владимировна, не "забыла" отметить в конспекте и не "элементарно", а "упустила т.к." "очевидно" после уже проделанной работы.
"со стороны всё видится так,как Вы это преподнесли,в этом Ваша недоработка,что возникает много вопросов." - Как показывает наша с Вами дискуссия, некоторые вопросы у Вас возникают из - за поверхностного знакомства с работой. И пишите об отсутствии определенных действий, которые обозначены в конспекте.

Любовь Владимировна 26.02.2015 в 04:35

Я почему-то такую концовку нашего диалога и предполагала,хотя совсем не хотела этого.Может,я ещё раз "передерну",но всё-же напомню Вам,как Вы редактировали Ваши работы (к вопросу о поверхностном чтении). Хочу посоветовать(извините за наглость!) - не переоценивайте себя,не зазнавайтесь.В недоумении не только Вы от некоторых комментариев,но и от Ваших тоже. Уж скооперируйтесь с Ириной Викторовной и доведите до ума попытку ввести ФГОС ДОУ. Успехов Вам,Ирина Александровна!Во всём!

Ирина Александровна 26.02.2015 в 17:56

Спасибо за совет (относительно ФГОС). Редактировала первую работу, не меняя структуры, хода и содержания конспекта. Внесла, всего лишь, некоторые пояснения (в основном, для Вас же). Не принимайте все, что сказано в комментариях на свой счет - Вы не единственный участник дискуссии. Относительно "Хочу посоветовать(извините за наглость!) - не переоценивайте себя,не зазнавайтесь", могу сказать только одно: "И тут Остапа понесло..."
И Вам успехов, уважаемая Любовь Владимировна.

Любовь Владимировна 27.02.2015 в 02:20

Вы не поверите,Ирина Александровна,но именно эту фразу я хотела Вам адресовать ещё при обсуждении первой Вашей работы (слава богу - сдержалась),так что Вашего Остапа понесло ёщё раньше. А хотелось бы,чтобы "лёд тронулся",уважаемая Ирина Александровна!

Ирина Александровна 27.02.2015 в 16:26

В добрый путь, Любовь Владимировна!

Любовь Николаевна 23.02.2015 в 20:57

Уважаемая Ирина Александровна! Действительно, очень интересная экспериментальная деятельность, но соглашусь с Ириной Викторовной, что в начале эксперимента лучше создать проблемную ситуацию или мотивацию по теме.Ну не захотят некоторые дети ничего знать о геометрических фигурах и что будете делать? Конечно, мы всегда играли с детьми и занятия строили в игровой форме, но сейчас согласно новым стандартам мы,педагоги,должны содействовать "развитию способностей и творческого потенциала дошкольника", что предполагает и проблемную ситуацию, и мотивацию и рефлексию- самоанализ.В подготовительной группе дети сами дают оценку своего труда. Но в любом случае эксперименты занимательны и достойны похвалы! Удачи!

Ирина Александровна 24.02.2015 в 20:53

Здравствуйте, Любовь Николаевна, спасибо за комментарий.
"Ну не захотят некоторые дети ничего знать о геометрических фигурах и что будете делать?" Знать может и не захотят, а попробовать получить геометрические фигуры необычным способом, захотели все. " Как вы думаете, для чего нужны полоски цветной бумаги, которые лежат перед вами? " (Предположения детей). - это познавательная мотивация - стремление овладевать способами получения геометрических фигур.
"Рефлексия": рефлексия эмоционального состояния (понравилось или нет); рефлексия деятельности ( какие приемы использовались?); рефлексия содержания образовательного материала (заключительное задание по итогам пройденного материала - что знал?, что узнал? что получилось? что не получилось?) (пишет 24.02.2015 в 20:05). Спасибо.

Галина Викторовна 24.02.2015 в 10:14

Здравствуйте, Ирина Александровна. Мне понравились ваши эксперименты. Детки молодцы, так работают ножницами - это Ваша заслуга. Последнее задание очень интересное, думаю, сложновато для ребят, но они справились. Только я не нашла, где в вашем конспекте дети работали в группе? И никак не прослеживается смена видов деятельности, дети просидели за столами на протяжении всего занятия. Вам 5 за геометрию, спасибо.

Ирина Александровна 24.02.2015 в 13:16

Здравствуйте, Галина Викторовна. Спасибо за комментарий, только, пожалуйста, внимательнее ознакомьтесь с конспектом. Смена деятельности четко обозначена: первый эксперимент, игра на ковре, второй эксперимент. Занятие проходило в группе. Спасибо.

Галина Викторовна 24.02.2015 в 13:48

Спасибо за ответ, Ирина Александровна. Тогда как Вы решаете развивающую задачу № 4 "Развивать способность работы в группе? "Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д).Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Ирина Александровна 24.02.2015 в 21:19

"Тогда как Вы решаете развивающую задачу № 4 "Развивать способность работы в группе? " - развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками (во время экспериментирования или игры). Имеется в виду деятельность детей в группе (коллективе), не групповое помещение. По поводу смены детской деятельности я уже поясняла. Согласно СанПиН "В середине непосредственно образовательной деятельности СТАТИЧЕСКОГО характера проводятся физкультурные минутки", т.е. физминутка не всегда нужна. Поскольку виды детской деятельности менялись и не носили статический характер, физминутку можно не проводить. Не стоит забывать о принципах рациональности и целесообразности.

Василиса 26.02.2015 в 09:12

Ирина Александровна, физминутки нужны всегда" Здоровьесберегающие технологии! Они должны пронизывать весь образовательный процесс. Почему бы здесь не вставить пальчиковый игротренинг, дыхательную гимнастику? Какая у вас смена видов деятельности? Они что, лепили,рисовали,наблюдали?Дети как сели, так и режут всё занятие!!!

Ирина Александровна 26.02.2015 в 18:28

Василиса,согласно СанПиН "В середине непосредственно образовательной деятельности СТАТИЧЕСКОГО характера проводятся физкультурные минутки"(пишет 24.02.2015 в 21:19).
Ребята экспериментировали с двумя полосками (прямоугольник) - познавательно - экспериментальная деятельность, конструирование из бумаги; игра с геометрическими фигурами (игровая деятельность, коммуникативная деятельность); познавательно - экспериментальная деятельность с полоской бумаги (пятиугольник); выполнение завершающего задания - познавательная деятельность.(пишет 26.02.2015 в 18:05)
"Они что, лепили,рисовали,наблюдали?Дети как сели, так и режут всё занятие!!!" - Лепили, рисовали - это один вид деятельности (изобразительная деятельность, согласно ФГОС ДО).
А то, что дети НЕ "режут" все занятие, я уже пояснила. Разрезать две полоски бумаги - это, по - Вашему, "так и режут всё занятие!!!"?
"Почему бы здесь не вставить пальчиковый игротренинг, дыхательную гимнастику" - можно собрать и все возможные виды деятельности и т.д. Не стоит забывать о принципах рациональности и целесообразности.(пишет 24.02.2015 в 21:19)

Галина Викторовна 26.02.2015 в 14:32

Работы в группах в вашей работе не видно, также как и смены видов деятельности.

Ирина Александровна 26.02.2015 в 18:05

Ребята экспериментировали с двумя полосками (прямоугольник) - познавательно - экспериментальная деятельность, конструирование из бумаги; игра с геометрическими фигурами (игровая деятельность, коммуникативная деятельность); познавательно - экспериментальная деятельность с полоской бумаги (пятиугольник); выполнение завершающего задания - познавательная деятельность.
Надеюсь, теперь видно! Относительно работы в группе, повторяться не буду.

Татьяна Васильевна 26.02.2015 в 22:19

Уважаемая Ирина Александровна, работа в группах это когда дети делятся на группы и работают в группах, выполняя разные задания или идентичные, объединённые общими задачами. Виды деятельности вы интегрировали нецелесообразно, смысл смены этих видов деятельности(?): дети как сели за столы, так и просидели всё занятие. Так что зря вы заладили одно и то же. Ничего тут не видно.

Ирина Александровна 27.02.2015 в 16:23

Уважаемая, Татьяна Васильевна, "дети как сели за столы, так и просидели всё занятие" - сидели первый эксперимент, затем игра на ковре (дети встали) - смена деятельности; затем завязали узел и посмотрели, что видно на просвете (встали, на фото это видно); затем выполнили завершающее задание (сели). А о целесообразности я уже поясняла.

Ануфриева Ирина Викторовна 24.02.2015 в 10:26

Уважаемая Любовь Владимировна! Да, я знаю, что это, отнюдь, не ваши слова и уже поняла, что вы не настолько компетентны в вопросах дошкольного воспитания, подчёркиваю, как ПРАКТИК…
Экспериментальная деятельность – для ДОУ, школы, ВУЗа, научной лаборатории – абсолютно разные вещи. Я писала: для дошкольника рассмотреть на ладошке тающую льдинку – УЖЕ эксперимент, который воспитатель оформляет на уровне анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Не каждый ребёнок в 4 года может выдвинуть в процессе эксперимента предположения, отобрать способ проверки гипотезы, интерпретировать это в деятельность. Но дети должны экспериментировать с рождения. У нас в саду экспериментальная деятельность реализуется с 2-х летнего возраста.
Слово «бред» относится «к лабораторному виду эксперимента, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента» (сие для научных лабораторий, приемлемо для школы в какой-то степени)
Прочитать соответствующую литературу, или цитировать работы Н.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, согласитесь, несложно. Теория! Но послушайте практика… В нашей практике по организации экспериментальной деятельности нет особых «противоречий между необходимостью развития деятельности "детское экспериментирование" и отсутствием технологии организации этого процесса». Работаем над этой проблемой уже второй год, имеем за спиной результаты реализации отличных проектов, методические разработки, авторские программы. Мы помирили теорию с практикой!
(предлагаю дальнейшее обсуждение продолжить посредством электронной почты: под конкурсными работами, согласитесь, должны быть только комментарии к ним)

Любовь Владимировна 24.02.2015 в 13:31

Уважаемая Ирина Викторовна!Я и комментирую конкурсную работу(кстати,не Вашу),а не тестирую коллег на наличие компетентностей..И читала я не только теорию,на которой и должна строиться Ваша практика,я познакомилась именно с практической деятельностью воспитателей в данном направлении,а именно о Вашей практике я речь не вела.Во всём должен быть здравый смысл и логика - или есть эксперимент,или его нет.Никто не спорит,что это гораздо сложнее,чем изучить теорию. Если эксперимент не организован (как в конспекте И.А.),то не надо о нём заявлять ради красного словца.Пусть это будет игра с "экспериментальным" налётом... Ну а теперь обращение к Вам - пожалуйста,опишите,каким образом Вы,как практик,организуете предложенные Вами же эксперименты - "рвет бумагу и смотрит, что получится, ломает машинку и куклу, измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды в луже и т.д".Хотя бы элементарно "подгоните" это под теорию,чтобы всё было в ногу со временем. Или тогда всю деятельность в детском возрасте (наример - открыл кран,завязал шнурок,выполнил этапы аппликации и т.д.) назвать экспериментом и ну их,великих теоретиков!Если хотите - отвечайте на почту(Вы ведь знаете мой адрес).

Ануфриева Ирина Викторовна 25.02.2015 в 09:35

Соглашусь с вами, Любовь Владимировна, что была не права по поводу оппонирования вашего комментария, комментируем-то работу. И уж тем более не должна ставить под сомнение вашу компетентность. От души каюсь!

Яна Артуровна 24.02.2015 в 14:19

Экспериментальная деятельность -инновационное направление в работе ДОУ. И ещё долго и много споров будет вокруг этого, друзья!
Организованная вами исследование(больше похоже на конструирование с бумагой), Ирина Александровна, предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы как? и почему?. И всё, что они делали на этом занятии, усвоится ими прочно и надолго, ведь здесь дети слышали, видели и делали всё сами. Отличная форма работы и эксперимент с бумагой неизбитый! Но для меня,честно говоря, было трудновато понять,как именно разрезать полоски и сконструировать прямоугольник.,Вы даёте детям домашнее задание, где просите поэкспериментировать с квадратом, но на фото дети уже показывают квадрат(?)


И ещё одно но! Конспект рутинный, с плесенью прошлого. Вы представляете не отдельную «Экспериментальную деятельность»,а «Конспект НОД по ФЭМП….».А где же интеграция видов деятельности, мотивация, рефлексия, «открытый конец» НОД? Неправильно писать «Закреплять знания детей» (это грубая ошибка, ЗУНы отменены). Сегодня, формулируя цель, задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, закреплять знания, умения, навыки, заменяя их альтернативными: формировать, обогащать, приобщать, способствовать овладению, формировать, побуждать, создавать условия, упражнять, совершенствовать, систематизировать… и т. д.

24.02.2015 в 20:05

Здравствуйте, Яна Артуровна, Спасибо за комментарий. А теперь уточню некоторые моменты:
"Вы даёте детям домашнее задание, где просите поэкспериментировать с квадратом, но на фото дети уже показывают квадрат(?)" - у детей в руках ПРЯМОУГОЛЬНИКИ, сделанные из полосок разной длины. Детям предложено проверить гипотезу, что из полосок одинаковой длины, получится квадрат.
" Неправильно писать «Закреплять знания детей» (это грубая ошибка, ЗУНы отменены). Сегодня, формулируя цель, задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, закреплять знания, умения, навыки, заменяя их альтернативными: формировать, обогащать, приобщать, способствовать овладению, формировать, побуждать, создавать условия, упражнять, совершенствовать, систематизировать… и т.д." - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: "Стандарт направлен на решение следующих задач: объединения ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ в целостный образовательный процесс...;обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); " -тогда ФОРМИРУЕМ,СОВЕРШЕНСТВУЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЕМ ЧТО? Если это не знания, умения и навыки и "ЗУНы отменили"?
"А где же интеграция видов деятельности" -интеграция видов деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, конструирование из бумаги.
"Мотивация": познавательная мотивация - стремление овладевать способами получения геометрических фигур.
"Рефлексия": рефлексия эмоционального состояния (понравилось или нет); рефлексия деятельности ( какие приемы использовались?); рефлексия содержания образовательного материала (заключительное задание по итогам пройденного материала - что получилось?, что знал?, что узнал? что получилось? что не получилось?).
P.S. Все новое - хорошо забытое старое! А плесенью Вам, где именно повеяло?

Ирина Александровна 25.02.2015 в 09:04

ФГОС ДО: "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает начальными ЗНАНИЯМИ о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, МАТЕМАТИКИ, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ в различных видах деятельности."
Интересно, откуда же взялись эти знания и умения?

Ануфриева Ирина Викторовна 25.02.2015 в 10:35

Молодец, Ирина Александровна, упорно отстаиваете свою позицию!
Посещаю много семинаров и нам тоже все уши забили этой установкой: выбросить формулировку «закреплять знания детей». Мозги в стоянии турбулентности, воспитатели мечутся в исканиях-поисках, как это применить. Ведь знания мы детям ежедневно даём. ФГТ и ФГОС такие белые пятна в модернизации ДО. Но мы, например, в пилотном проекте и приходится хоть как-то реализовать загадочно зашифрованный документ «ФГОС»! А уж туда-то что только не напихали…
Чувствуются отголоски ФГТ, влияние психологической школы Л.С. Выготского, западных либеральных тенденций в образовании, желание ряда коррекционных педагогов узаконить инклюзивное образование. В разных пунктах документа содержатся утверждения разных уровней общности (на фоне перечисления общих требований прорываются очень частные, неважные и ненужные для документа такого статуса). В Стандарте причудливо совмещаются принципиально разные (пожалуй, даже взаимоисключающие) теоретико - методологические подходы к дошкольному образованию и вообще к развитию ребёнка (Н.А.Короткова).

Поэтому у всех будет разное мнение: кто как понял, так и реализовал. Ну, это так… По ходу… И о больном! Удачи Вам!

Ирина Александровна 25.02.2015 в 21:15

Мнения у всех разные, потому, что попытка ввести ФГОС ДО, так и осталась попыткой, поскольку сам Стандарт четко и полноценно не разработан. Закон "Об Образовании РФ" определяет дошкольное образование, как структурную и преемственную единицу общего образования. "Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации ОБУЧАЮЩИХСЯ." - а это основной закон, регламентирующий отношения в сфере образования. Поэтому, комментарии некоторых коллег вызывают, по меньшей мере, недоумение.
И Вам удачи, Ирина Викторовна.

Василиса 26.02.2015 в 09:02

А вам не кажется,уважаемые коллеги,что Любовь Владимировна ведёт себя не корректно. Все её комментарии-сплошной диспут-ненужный! Достаточно сказать о замечаниях,своём мнении, получить уточнение. Целые "ленты" споров!!! Причём в конце концов всё это переходит на личности, колкости, словесные издёвки. Может быть она специально на этом сайте для ажиотажа, интриги? Коллеги, не ведитесь у неё на поводу, не спорьте с ней-бесполезно,сколько перечитываю "романов"-споров, она ещё ни с кем не согласилась. Здесь , по-моему профессионализм граничит с ДУРЬЮ (или отвратительный характер!),

Любовь Владимировна 26.02.2015 в 10:36

Здравствуйте,Василиса!Каждое утверждение (я по поводу работ) требует доказательств,что я и делаю - поэтому и не соглашаюсь.Посудите сами - как согласиться с неправдой? Если сомнения развеяны - я охотно соглашусь,наверное всё-таки Вы не все мои комментарии прочли.О колкостях,словесных издевках и переходе на личности - да,я никогда не подставлю другую щеку,но и не начинаю это первой (ещё раз перечитайте ленты споров).За профессионализм - спасибо! За ДУРЬ и отвратительный характер - тоже спасибо!И очень развеселили присвоенным мне званием "шпион сайта"!А ваши комментарии об этой работе - очень корректны (с остальными не знакома)!Всего Вам доброго - во всём!

Олеся Викторовна 26.02.2015 в 14:30

Уважаемая Ирина Александровна! Интересное практическое занятие. дети вовлечены в деятельность, а это одна из важных составляющих. По поводу ФГОС и пр. разгорелись нешуточные дебаты, однако, Вы умеете отстоять свою точку зрения, а это качество очень ценно. Я, например, и детей своих учу доказывать и аргументировать, и всегда готова признать, если я не права. Немного слабовата рефлексия. В остальном- спасибо за работу! Удачи!

Ирина Александровна 26.02.2015 в 18:32

Спасибо за комментарий, Олеся Викторовна. Признать, "если не права", я тоже готова, но не готова принимать претензии не по существу.

Яна Артуровна 26.02.2015 в 23:27

Много самомнения у Ирины Александровны, обладает умением оперировать фактами и третье, имеет черту характера – «не переспоришь». Но это не повышает компетентности и профессионализма. А плесенью веет, теперь уже, не только от конкурсной работы, но и от некоторых ваших высказываний, Ирина Александровна. Вот хотя бы: вы не знаете, специфику НОД, да ещё даёте определение учебного школьного занятия – «целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения».

Ирина Александровна 27.02.2015 в 16:37

Яна Артуровна, достаточно того, что вы знаете специфику НОД. Это показывают Ваши "СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ" работы.

Ирина Александровна 27.02.2015 в 19:02

P.S. Ели Вы это определение имеете ввиду, " Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач", то его даю не я, а образовательная программа ДОУ. (Сразу видно, что Вы "эксперт", знающий "специфику НОД", если не нашли различий между определением НОД и учебного занятия! )

Любовь Владимировна 28.02.2015 в 09:19

Яна Артуровна имеет ввиду Ваше высказывание - (ответ Ирине Александровне) - Letta пишет 23.02.2015 в 16:42- " Мне тоже интересно, чем же "занятие" отличается от "НОД", если одно и другое - это целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения."

Ирина Александровна 28.02.2015 в 10:41

А теперь найдите отличия между этими определениями: " Целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения" и " Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач".
Вот о чем речь.

Любовь Владимировна 28.02.2015 в 11:54

Ирина Александровна,несмотря на утверждения так называемой Василисы о бесполезности спора со мной,этот мой комментарий к данной Вашей работе - последний,но не потому,что мне нечем ответить,а просто спорить ради спора бессмысленно;здесь я соглашусь с Яной Артуровной -это не повышает компетентности и профессионализма. К моему большому сожалению,мы не понимаем друг-друга в данном направлении (я уже это раньше отмечала). Я не улавливаю логики в Ваших доказательствах,а порой в полном недоумении от того,что Вы не понимаете очевидные вещи. Пусть это будет моим минусом,всё же я старше Вас и (надеюсь) чуть мудрее.И это не слова Остапа,которого понесло,- будет жаль,если эта Ваша черта задавит в Вас нестандартного,творческого педагога!

Ирина Александровна 28.02.2015 в 13:49

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг - подпись Яны Артуровны.
Это относительно, "будет жаль,если эта Ваша черта задавит в Вас нестандартного,творческого педагога!"

Галина Викторовна 28.02.2015 в 14:26

Ирина Александровна, Ваши комментарии становятся смешными на портале.

Ирина Александровна 28.02.2015 в 14:45

Так посмейтесь, Галина Викторовна.

Яна Артуровна 28.02.2015 в 16:06

Дорогуша, я уже вышла из того возраста, чтобы посылать свои "СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ" работы на конкурс! Но имею достаточно стажа и опыта, чтобы комментировать ваши. Хорошо, что вы сбросили личину и показали своё истинное лицо (уже не стесняетесь в выражениях). А я-то по началу подумала, что у вас и правда есть зерно профессионализма. Но вы же элементарного не понимаете (перечитала все комментарии и ужаснулась).

Ирина Александровна 28.02.2015 в 16:18

С самого начала диалога говорила искренне и то, что считаю верным (по поводу "сбросили личину"). Или, по - Вашему, не соглашаться с чьим - то мнением - это неприемлемо?
P.S. Век живи - век учись...

Елена Петровна 28.02.2015 в 19:09

Если оценивать занятие по 5-бальной системе, я бы поставила 1 балл (интересный эксперимент с бумагой). Нет смысла писать замечания по вашей работе (согласна с коллегами, более чем компетентные комментарии), тем более я предполагаю, что вы мне на них ответите. Очень меня рассмешило, как вы описываете смену видов деятельности: сели – встали, сели – встали !!!!!!! Цитирую: «…сидели первый эксперимент, затем игра на ковре (дети встали) - смена деятельности; затем завязали узел и посмотрели, что видно на просвете (встали, на фото это видно); затем выполнили завершающее задание (сели)».

Ирина Александровна 28.02.2015 в 19:24

Какой был вопрос, такой и ответ: "Как сели, так и сидели все занятие".

Любовь Николаевна 21.04.2015 в 17:20

Уважаемая Ирина Александровна! Поздравляю Вас с выходом в финал и на третьем этапе конкурса! Желаю творческих успехов и, конечно, дальнейших побед!

Ирина Александровна 21.04.2015 в 19:18

Спасибо, Любовь Николаевна, за добрые пожелания.

Любовь Владимировна 22.04.2015 в 12:57

Поздравляю,Ирина Александровна!
Уверенным быть можем только в том,
что ложь и правда - в каждом утверждении,
что каждый прав и что неправ никто,
а истина - сестрёнка заблуждения.
И каждому решенью будем рады
Пусть даже и над пропастью во ржи:
Лучше уж хлебать похлёбку правды,
Чем вкушать приятный суп из лжи...

23.04.2015 в 18:44

Спасибо, Любовь Владимировна. И Вы примите мои поздравления!
Наш разум лишь смехом полощется
От глупости, скверны и пакости,
А смеха лишенное общество
Скудеет в клиническом пафосе.

Олеся Викторовна 25.04.2015 в 20:18

Уважаемая Ирина Александровна! Поздравляю с выходом в финал! Удачи и творческих успехов!

Ирина Александровна 26.04.2015 в 19:36

Спасибо, Олеся Викторовна, за поздравление.

Любовь Владимировна 27.04.2015 в 18:53

Поскольку жизнь, верша полет,
чуть воспарив, - опять в навозе,
всерьез разумен только тот,
кто не избыточно серьезен.
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

Ирина Александровна 28.04.2015 в 20:01

Любовь Владимировна, если кого и надо поздравлять, так это Вас. Искренне за Вас порадовалась.
P.S. Мне тоже нравится этот "гарик" Игоря Губермана.

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 09:53

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!