Регистрация

Организация совместной деятельности взрослого и ребенка в старшей группе ДОУ по сказке «Гуси-лебеди»

  • 11 февраля 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Организация совместной деятельности взрослого и ребенка – это увлекательное занятие. Цель игры – достичь общими усилиями общей цели, используя разные игровые приемы и методы. Взрослый становится равноправным партнером ребенку в деятельности. Ребенок учится сотрудничать и общаться с взрослым и со своими сверстниками.  

Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.


Цель: создание условий для познавательной деятельности и развития коммуникативной компетентности детей.

Образовательные области:

1. «Социализация» – приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2. «Познание» – обогатить познавательный опыт детей в использовании в игре наглядных средств (модели, условные заместители)

3. «Коммуникация» – развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Задачи:

1. Освоение детьми действий использования моделей количественных отношений для сравнения двух множеств предметов путем попарного сопоставления через игровую деятельность.

2. Упражнять в количественном счете до 10, в сравнении чисел.

3. Упражнять в нахождении предметов по указанным признакам: цвет, форма, величина, длина, высота.

4. Упражнять в составлении фигуры из треугольников по частично расчлененному образцу.

5. Закрепить понятия узкий, широкий.

6. Упражнять в умении развивать логическое мышление.

7. Закреплять знание цифр.

Развивающие: Способствовать развитию навыков согласованного взаимодействия и сотрудничества в группе сверстников.

Воспитательные: Воспитывать внимательное и уважительное отношение к людям.  

Методические приемы:

1. Игровые (закрепление материала в игровых моментах).

2. Наглядно-демонстрационный (использование демонстрационного материала, магнитной доски).

3. Вербальный (объяснения, беседы, диалог с детьми).

4. Практический (работа с математическими наборами).

5. Интегративный (объединение различных областей познания  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Оборудование и материал: числовой кубик, игровое поле с заданиями, цифровые наборы, 10 треугольников, образец печки, числовые карточки от 0 до 10, вырезанные дощечки из бумаги, наборы яблок двух цветов по 10 штук.

Ход деятельности

Дети я знаю, что вы любите играть в разные игры. Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Гуси-лебеди». Цель игры заключается в том, чтобы помочь Машеньке вернуть своего брата из плена Бабы-Яги. Она вернет его, если мы сможем все вместе и дружно пройти все испытания, которые приготовила для нас Баба-Яга.

Правила игры:

1. Бросать по очереди кубик, делать столько шагов, сколько выпало очков.

2. На игровом поле вы видите стрелки. Стрелка синего цвета показывают, что надо передвинуться вперед на несколько шагов, а зеленая вернуться назад.

3. На игровом поле есть такие места, где мы должны обязательно остановиться, выполнить задание и продолжить свой путь. Такие места обозначаются синим, зеленым и красным цветом.

Задания для игры:

1. Игра « Найди себе пару» – закреплять умение соотносить число с количеством.

Посмотрите на карточки. У кого то круги, у кого то цифры. Вам нужно по количеству кругов найти соответствующую цифру.

2. Письма – шифровки.

Баба-Яга загадала предметы по их признакам: цвет, форма, ширина, высота, величина.

Давайте встанем на пенек и посмотрим в даль и увидим, что это за предмет (елка, яблочко, речка)

3. Игра «Что общего между предметами?»

 Баба-Яга хочет узнать, что общее между предметами.

Елка – ежик (колючие), Иванушка – яблоня (растут), солнце – печка (греют), Иванушка – Машенька (дети).

4. Строительство моста через речку-кисельные берега.

Дети подходят к речке кисельные берега.

  1. Как перейти через речку? Предлагается детям проблемная ситуация – как перейти речку?
  2. Как это можно сделать? (Выслушиваем предложения детей. Нужно построить мост. Детям предлагаются дощечки длиной до половины реки).
  3. Что делать, ведь дощечки короткие? (Выслушиваем ответы детей. Нужно соединить две дощечки, чтоб получилась одна длинная доска).
  4. При раздаче досок выясняется, что всем их не хватит. Что делать? (Нужно объединиться в пары и договориться между собой кто, какую работу будет выполнять. Кто держит дощечки, кто их скрепляет)

Дети строят мост и переходят на другой берег.

5. Количественный счет до 10

Дети, мы с вами добрались до болота. Чтобы его перейти , нужно суметь продержаться всем вместе на одной кочке, считая от 0 до 10, а иначе мы все утонем в болоте.

(Все участники игры должны запрыгнуть в один обруч и плотно, прижавшись друг к другу простоять, пока идет счет).

6. Игра «Скажи наоборот»  

Длинный – короткий далеко – близко

Высокий – низкий вперед – назад

Широкий – узкий один – много

7. Игра «Чем связаны между собой предметы?»

Яблоко – яблоня, избушка – Баба-Яга, пирожок – печка, гуси-лебеди – речка.

8. Сбор урожая красных и желтых яблок и сравнить их количество.

Дети попадают в яблоневый сад. Нужно собрать урожай с деревьев и выяснить, каких яблок выросло больше красных или желтых, путем попарного сопоставления.

На сколько больше (меньше) выросло красных (желтых) яблок.? (На каждую пару детей дать разное количество яблок).

9. Игра «Исключить лишнее слово»

Береза, сосна, земляника, яблоня.

Ромашка, колокольчик, дятел, василек.

Дикие гуси, лебеди, снегирь, ласточка.

Муравей, кузнечик, ежик, бабочка.

10. Какие цифры надо поставить в пустую клетку?

1   3   5
7   8   10

11. Игра «Собери из треугольников»

Нужно собрать из 10 треугольников печку по нерасчлененному образцу.

12. Помочь цифрам найти свое место в строю

1 3 2 5 4 7 6 9 8 10

13. Игра «Назвать число на 1 больше или на 1 меньше»

Вам будут бросать мяч, и называть число. Вы ловите мяч и называете на 1 больше или на 1 меньше этого числа.

Итог игры:

Вот и закончилась наша игра. Мы прошли все испытания.

  1. Как вы думаете, мы помогли Машеньке вернуть братца Иванушку?
  2. Удалось нам помочь героям сказки? Почему?
  3. Как мы действовали?
  4. А вы можете научить других ребят играть в эту игру?

Таким образом, можно сделать вывод, что у ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.

Используемая литература:

  • Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
  • Кузнецова Е.В. «Учимся играя»

Автор: Трофимова Светлана Валентиновна, воспитатель, высшая категория, МАДОУ Детский сад №94 «Радуга», город Пермь.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 22)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталья Алексеевна 18.02.2015 в 14:16

Здравствуйте, Светлана Валентиновна! Ваша работа - хороший пример того, как можно закреплять знаний детей, давая возможность применять их на практике через игровую деятельность. Только вот конец игры, по-моему, немного не доработан, или возможно просто не описан. Некоторые игры тоже не очень понятно описаны. Почему "методические приемы", а не "методы"? Но работа, в общем, интересная. Хотелось бы узнать по какой программе Вы работаете? Успехов Вам!

Любовь Владимировна 23.02.2015 в 04:08

Здравствуйте, Светлана Валентиновна!Согласна с Натальей Алексеевной (предыдущий комментарий) - Ваш конспект требует доработки.Вроде все задания выстроены по линии сюжета,но местами мало "обыгранности".Можно было визуально обозначить Иванушку и Алёнушку,чтобы в итоге дети воочию убедились,что спасли братца.По документальному оформлению - задачи следует прописывать однотипно - или от глагола "плясать",или от существительного.Задача 3.- Упражнять в нахождении предметов по указанным признакам: цвет, форма, величина, длина, высота.- разве длина и высота не есть величина предмета?Задача 6. Упражнять в умении развивать логическое мышление.- это Вы должны обладать умением развивать логику у детей. Может,я не совсем знаю требования оформления конспекта в ДОУ,но задачи - это то,что ведёт к достижению цели,и тогда в Вашем случае цель сформулирована недостаточно чётко. А задумка занятия неплохая.

Наталья Петровна 23.02.2015 в 10:57

Интересно, занимательно,спасибо за идею,конспект доработаем сами.Вам -5!

Ануфриева Ирина Викторовна 23.02.2015 в 13:12

Уважаемая Светлана Валентиновна, может быть в рамках этой деятельности у ваших детей и развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения… Но, чтобы правильно организовать совместную деятельность взрослого и ребенка, нужно научиться её организовывать.
Основными признаками совместной деятельности является, среди других компонентов, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и ребенка, а также партнерской формы организации воспитательного процесса. А в конспекте я не увидела этого. Может, вы просто не расписали (конспект дан схематично).
Начнём с первого этапа. У вас дети старшей группы, а мотивация, как для малышей. Согласно требованиям, предъявляемым к организации совместной деятельности, педагог должен не просто снабдить детские головы конкретными знаниями, он, в первую очередь, должен подвести детей к анализу возникшей проблемы (анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, принятие цели, целеполагание), а потом добиться максимального извлечения уже имеющихся знаний ребенка. Наводящими вопросами нужно подвести детей к самостоятельным рассуждениям, анализу ситуации, к тому, чтобы они активно включились в мыслительную деятельность и сами предложили варианты решения возникающих проблем на протяжении всей ОСД, как и требуют от нас принципы развивающего обучения. Вот тогда вы будете партнёром.
При выполнении 4 задания («Строительство моста через речку-кисельные берега») вы хорошо представляете данное требование.
В течение всей организованной деятельности вы должны создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка, а в заключении - рефлексия результатов СД с мотивацией перспективы в деятельности. Для реализации данного требования хороша «Технологическая карта».
Ну, и также хочется видеть уже обр.области по ФГОС, использование ИКТ, ведь конкурс-то Всероссийский… Удачи! Буду рада, если мои замечания помогут вам преобразовать СД по сказке «Гуси-лебеди».

Любовь Николаевна 23.02.2015 в 19:29

Уважаемая Светлана Валентиновна! Спасибо за участие в конкурсе! Понравилась Ваша идея- игра по сказке, интересные задания, но,как таковой, совместной деятельности взрослого и ребенка, к сожалению, не увидела. И начало занятие скучное, мотивация слабенькая: а, если дети вовсе не захотят играть с Вами в игру? Дети старшей группы должны сами делать выводы, дать оценку своей работы! Для успешного составления НОД, все- таки лучше воспользоваться "технологической картой" Составляя её, согласно ФГОС, Вы сможете устранить все недостатки своего материала.Желаю Вам самосовершенствования и творческих интересных идей!

Олеся Викторовна 24.02.2015 в 16:38

Уважаемая Светлана Валентиновна! Спасибо за работу. Однако соглашусь с коллегами. Главное в занятии все-таки мотивация. А ее нет. По поводу технологической карты я уже высказывала свое мнение- необходимо оформление в соответствии с ФГОС. А само занятие довольно динамичное, если его доработать - то все получится! Удачи!

Шахова Ольга Вячеславовна 24.02.2015 в 21:47

Светлана Валентиновна, спасибо за интересный материал. Соглашусь с коллегами - недоработки есть. Но, с другой стороны, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому, я считаю, ничего страшного. Конспект можно доработать. Очень понравилось "Строительство моста" - актуально,современно. Удачи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 10:49

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!