Международные и Всероссийские конкурсы
Лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Выполняем задания морских пиратов» (лексико-грамматические упражнения) в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи.
1. Непрерывная образовательная деятельность.
2. Возрастная группа: подготовительная.
3. Образовательная область: «Речевое развитие».
4. Тема: «Выполняем задания морских пиратов».
5. Тип деятельности: тематическое, творческое.
6. Используемые методы и технологии обучения: проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно-ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология синквейн.
7. Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая индивидуальная.
8. Форма обучения на занятии: игра – путешествие.
9. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
10. Цель: активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
11. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая, художественное творчество.
13. Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, словесные игры, составление синквейна), практические (художественное творчество).
14. Средство обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, мольберт, 5 сундуков, мяч, силуэт дерева и птицы, презентация, букварь, медали шоколадные.
15. Средство обучения для детей: шаблоны птичек, карандаши простые, шаблоны птичек.
16. Предшествующая работа: разучивание физминутки, дидактические игры на формирование грамматического строя речи.
17. Предполагаемые результаты:
В групповую комнату, где играют дети, входит помощник воспитателя, показывает бутылку, внутри которой находится лист бумаги, свёрнутый в трубочку, и спрашивает: «Екатерина Алексеевна, это ваша бутылка? Я нашла её под дверью».
Воспитатель: Нет, не моя. Ребята, вы не знаете, откуда взялась эта бутылка, чья она? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель достаёт записку из бутылки и читает.
«Мы зарыли клад. Вы найдёте сокровища, если выполните задания, которые мы для вас придумали. Морские пираты».
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться на поиски сокровищ?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда встанем в круг и возьмёмся за руки. (Все образуют круг). Повторяйте за мной.
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво,
Громко и неторопливо.
Что вокруг увидим,
Будем мы запоминать.
Записку написали морские пираты. Где они обычно прячут сокровища?
Дети: На острове.
Воспитатель: Значит, мы отправимся на поиски сокровищ на чём?
Дети: На корабле.
Воспитатель: Представьте, что мы на причале и нас ждёт прекрасный корабль. Поднимемся по трапу на палубу.
Дети под музыку размыкают круг и идут за воспитателем, пересекая комнату по диагонали. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Вот мы и на корабле. Поплыли! (Звучит аудиозапись шума моря). Вижу остров! Он называется Поиграй- ка.
Обращает внимание детей на четыре сундука.
Воспитатель: Посмотрите, на берегу стоят сундуки. Как вы думаете, что там? (Предположения детей).
Воспитатель: Давайте сойдём на берег и откроем сначала первый сундук.
Открывают первый сундук.
Воспитатель: В сундуке не сокровища, как вы предполагали, а задание от пиратов.
Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Я буду по очереди бросать вам мяч и называть слова. Тот, кто поймает мяч, назовёт слово, противоположное по значению моему слову, и вернёт мне мяч. Начали!
Ночь - (день), грязь - (чистота), свет- (темнота), холод - (жара), мир - (война), ложь - (правда), добро - (зло), друг - (враг), храбрый - (трусливый), белый - (чёрный), зима - (лето), высокий - (низкий), тихо - (громко), грустный - (весёлый), медленный - (быстрый), крупный - (мелкий), назад - (вперёд), верх - (низ).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Открываем второй сундук.
Дети открывают второй сундук, на крышке написана цифра 5.
Воспитатель: В сундуке ещё одно задание.
Упражнение «Я знаю пять названий...»
На экране появляется слайд с подсказкой - схематичным изображением объекта, название которого является обобщающим словом, например «дерево».
Ребёнок с опорой на картинку называет пять объектов, которые можно объединить этим обобщающим словом. Например: «Я знаю пять названий деревьев: берёза - один, дуб - два, рябина - три, ель - четыре, сосна - пять».
Дети выполняют упражнение с опорой на картинки со схематичным изображением фрукта, овоща, птицы, зверя, насекомого, предмета посуды, предмета мебели.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Открываем третий сундук.
Дети открывают третий сундук. На крышке нарисованы три треугольника и перечеркнутый квадрат.
Воспитатель: Ещё одно задание от пиратов.
Упражнение «Четвёртый лишний».
Воспитатель: Я назову подряд четыре слова, а вы выберите лишнее и объясните свой выбор. Комар, муха, цапля, стрекоза.
Дети: Комар, муха, стрекоза - насекомые, а цапля - птица. Поэтому она лишняя.
Воспитатель: Воробей, ласточка, заяц, кукушка.
Дети: Воробей, ласточка, кукушка - птицы, а заяц - зверь. Поэтому он лишний.
Воспитатель: Лиса, волк, медведь, корова.
Дети: Лиса, волк, медведь - дикие животные, а корова - домашнее животное. Поэтому она лишняя.
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Открываем последний сундук.
Дети открывают четвертый сундук, на крышке, которого нарисованы один круг и группа таких же кругов.
Воспитатель: Здесь тоже задание от пиратов.
Игра «Один - много».
Воспитатель: Я буду называть один предмет, а вы будите по очереди передавать мяч и называть много этих предметов. Начали!
Одна кукла - (много кукол), один стакан - (много стаканов), одна кружка - (много кружек), один шар - (много шаров), один круг - (много кругов), один стул - (много стульев), один стол - (много столов), одна рука - (много рук), одна девочка - (много девочек), один мальчик - много мальчиков), один носок - (много носков), одна машинка - (много машинок).
Воспитатель: Вы выполнили все задания, которые ждали нас на острове Поиграй- ка. Так держать! Поплыли дальше - навстречу новым испытаниям.
Звучит аудиозапись шума моря.
Воспитатель: Чтобы не скучно было в пути, поиграем.
Упражнение «Закончи предложение».
Воспитатель: Я начну предложение, а вы хором закончите.
Молодцы!
Звучит аудиозапись шума моря.
Воспитатель: Посмотрите в свои бинокли. (Дети приставляют кулаки к глазам). Вдали показался остров. (Обращает внимание детей на экран. Появляется слайд с изображением острова). Прибавим ходу!
Физкультминутка.
Дети выполняют движения по показу.
Воспитатель: Подплыли мы к острову и высадились на берег. (Подводит детей к столам. Дети занимают свои места). Здесь нас ждёт записка. Может быть, она от морских пиратов?
Воспитатель берёт записку и читает.
«На этом острове живёт птица. Она здесь одна, и ей очень скучно. Помогите птице - сделайте так, чтобы она не грустила. Морские пираты».
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы птица не грустила?
Дети: Надо найти для неё друзей.
Воспитатель: Я придумала! Вы нарисуете много птичек, и мы поселим их на этом острове. У вас есть шаблоны. Что надо сделать, чтобы нарисовать птичек?
Дети: Карандашом провести линию через все точки, а потом заштриховать получившуюся фигуру.
Воспитатель: Верно. Приступайте к работе.
Дети рисуют под морскую музыку. По окончании работы воспитатель выставляет на мольберт силуэтное изображение дерева с птицей.
Воспитатель: А вот и печальная птица одиноко сидит на дереве. Несите сюда своих птичек, посадите их на ветки.
Дети поочерёдно подходят к мольберту. Воспитатель прикрепляет изображения птиц к силуэту дерева.
Воспитатель: Птица благодарит вас за помощь. Она теперь не одинока. Чтобы птички поскорее подружились, предлагаю научить их играть в игру «Я хочу дружить».
Игра «Я хочу дружить».
Воспитатель: Встаньте в круг. Я займу место в центре круга и буду водящим. Я скажу: «Хочу дружить с...» и опишу одного из вас. Тот, кто догадается, что я описала именно его, быстро подбежит ко мне и пожмёт мне руку. Он становится водящим.
Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Вы выполнили задание, которое оставили на этом острове пираты. Поплывём дальше.
Звучит аудиозапись шума моря.
Воспитатель: Я опять вижу остров. Кажется, это остров Всезнайка. (Обращает внимание детей на экран. Появляется слайд с изображением острова). Подплыли мы к острову и высадились на берег. Здесь нас опять ждёт записка от морских пиратов с заданием: составьте сложные слова.
Упражнение «Сложные слова».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое «сложные слова»? (Предположения детей). Я буду называть два слова, а вы составите из них одно слово.
Зелёные глаза - (зеленоглазый), седые волосы - (седовласый), звёзды падают - (звездопад), листья падают - (листопад), вода падает - (водопад), лес рубит - (лесоруб), лёд колет - (ледокол), книги любит - (книголюб), сам летит - (самолёт), сам варит - (самовар), везде ходит - (вездеход).
Воспитатель: Ой, смотрите! (Обращает внимание детей на экран. Появляется слайд с изображением сундука, плывущего по морю). Что это плывёт к острову?
Дети: Сундук.
Воспитатель: Сейчас я его выловлю, и мы посмотрим, что там внутри. (Выдвигает из-за стола сундук, открывает его и вынимает букварь и записку). Это же букварь и ещё одна записка от морских пиратов. (Читает.)
«Вы выполнили все наши задания. Скоро вы отправитесь в школу, значит, вам будет нужен букварь, чтобы научиться читать. Букварь и есть самое ценное для вас сокровище. Берегите его! А ещё мы дарим вам медали».
Воспитатель раздаёт шоколадные медали.
Воспитатель: Молодцы, пираты! Придумали задания, чтобы вы применили все свои знания для поиска сокровищ. Какое задание показалось вам самым сложным? Какое - самым лёгким? Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Я предлагаю составить синквейн слова «Путешествие».
Дети составляют синквейн.
Воспитатель благодарит детей.
Конспект НОД «Выполняем задания морских пиратов» разработала Антонова Екатерина Фягимовна, воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи, Саратовская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.