Регистрация

Интегрированный подход на логопедических занятиях в контексте ФГОС ДО

  • 3 декабря 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Основная цель данной работы показать возможности интеграции образовательных областей на логопедических занятиях в условиях логопедического пункта (на примере областей речевое развитие и познавательное развитие).

В рамках данной работы представлено решение логопедических задач и задач по развитию и закреплению элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО.

В системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Образовательные учреждения объединяются в комплексы. С сентября 2013 года вступил в силу Закон «об образовании», следом введён ФГОС ДО.

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности.

ФГОС выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Построение образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическоеразвитие). Отказ от занятий как от учебной моделиобучения — одно из существенных нововведений стандарта,который рекомендует использование форм, отличных от занятийтипа школьного урока.

На логопедических занятиях в условиях логопедического пункта основной целью является выработка правильного звукопроизношения и введение поставленных звуков в речь. Этап автоматизации звуков достаточно продолжительный, что позволяет максимально его разнообразить и ввести, интегрировать  образовательные области.

На примере областей речевое развитие и познавательное развитие, а именно ФЭМП, немного расскажу о наших логопедических буднях.

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях в играх

1. Прямой и обратный счёт.

При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.

Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.

2. Посчитай и сравни.

Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.

3. «1-2-5-10».

Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок.

4. «Подуй на шарик».

Замечательное игровое пособие «Подуй на шарик». Это деревянная основа и шарик. В центре основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями. С одной стороны от углубления нанесены квадраты с точками (от 1 до 6), как на игральном кубике. С другой стороны изображены геометрические фигуры разных цветов.

Воздухом, толчком или щелчком игроку необходимо так рассчитать силу, чтобы шарик остановился на заданном количестве точек, фигуре или цвете. Вводя соревновательный момент детям предлагается подсчитать очки, выяснить кто выиграл, на сколько точек у победителя больше.

5. Какой формы предмет?

Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.

6. Настольные логопедические игры.

Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…

7. Игры с насыпным материалом.

Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее.

Развивающие игры для детей созданы специально для того, чтобы обучение ребенка протекало весело и эффективно. На этом сайте вы найдете бесплатные игры для детей 3-4-5 лет: это игры на развитие памяти, внимание и логику ребенка, ребусы, загадки, головоломки, раскраски и многое другое.

8. Подсчёт слогов и звуков в словах.

Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т.д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.

9. Игры на развитие самоконтроля.

Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.

10. Сколько героев в сказке?

Интересный способ автоматизации звуков – рассказывание сказок. Ребёнок-рассказчик следит за чёткостью произношения, за логикой построения сказки. В конце подсчитывает, сколько героев было в сказке, правильно согласовывая числительное с существительным, изменяя окончания. И отвечает на вопрос: «Сколько всего было героев в сказке?» (развёрнуто).

Одним из важных аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Многие из перечисленных заданий рекомендованы родителям для тренировочных игр и упражнений, для закрепления материала в домашних условиях. Так же родители могут присутствовать на логопедических занятиях и являться непосредственными участниками образовательного процесса, занимая активную позицию.

Отмечу, что в логопедической сфере очень много интересного, много возможностей для реализации всех образовательных областей.

Построение образовательного процесса проводится на адекватных возрасту формах работы с детьми, а ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая является основной организационной формой образовательного процесса. Представленный вид интеграции образовательных областей позволяет реализовать спектр задач, диктуемых ФГОС ДО.

Список литературы:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – 2014.

2. Л.И. Осечкина, В.В. Чапкова. 20 конспектов познавательных игровых сеансов (ФГОС). – М., 2014.

3. Л.А. Комарова. Альбом дошкольника автоматизация звука. – М., 2009.

4. В. Мещеряков. Русские народные сказки. – М., 2011.

Приложение

Автор: Фоамете Татьяна Игоревна, учитель-логопед I квалификационной категории ГБОУ Школа № 41, ДСП № 5, город Москва. Педагогический стаж 5 лет.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 38)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (23)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 03.12.2014 в 19:29

Здравствуйте,Татьяна Игоревна. Не могли бы Вы прокомментировать - с какими именно образовательными областями происходит интеграция при проведении данных упражнений.
УПР.9 - каким образом здесь проявляется самоконтроль?
УПР.10 - почему рассказывание сказок является "Интересным способом автоматизации звуков"?

Татьяна Игоревна 04.12.2014 в 16:25

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Спасибо за Ваш комментарий. Отвечаю:
1. «Не могли бы Вы прокомментировать - с какими именно образовательными областями происходит интеграция при проведении данных упражнений.»
Образовательные области «речевое развитие» и «познавательное развитие» (это прописано в статье).
2. УПР.9 - каким образом здесь проявляется самоконтроль?
Многим детям с речевыми нарушениями тяжело следить за собственной речью, произношением. Подобные игры, с мотивационным аспектом – наградой, позволяют детям самостоятельно оценить результат своего ответа. Ребёнок должен вспомнить название картинки, которая спрятана (это в момент игры сильнее всего занимает мысли), правильно (с первого раза) произнести изучаемые звуки в слове. Затем ребёнок анализирует свой ответ. При верном ответе берёт себе награду. В итоге считает, сколько наград, т.е. правильно произнесённых слов получилось. Поверьте, ребёнок запомнит это число и в следующий раз обязательно постарается улучшить свой результат, «побить свой собственный рекорд». Это один из способов помочь ребёнку научиться самостоятельно контролировать свою речь, своё произношение.
3. УПР.10 - почему рассказывание сказок является "Интересным способом автоматизации звуков"?
Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. известны практически каждому дошкольнику с раннего детства. Ребёнок 5-7-и лет, научившийся произносить звуки правильно, радуется, что он может сам рассказать любимые сказки, причём правильно, красиво и старательно. Из каждой сказки можно развить беседу или игры/упражнения на изучение, закрепление лексических тем, грамматических конструкций и прочее. В приведённом выше примере мы считали героев сказки, выясняли, сколько их всего и т.д. Но. Это же логопедическое занятие, а значит для учителя-логопеда цель – закрепление правильного звукопроизношения при рассказывании сказки. А для ребёнка цель – рассказать сказку, правильно произнося автоматизируемые звуки. Ребёнок увлекается процессом! Это не просто повтор слов и предложений за взрослым, а то, во что можно поиграть, что можно «построить» и рассказать. Всё это близко и интересно детям!

Любовь Владимировна 04.12.2014 в 17:19

Перефразирую свой 1-ый вопрос:не могли бы Вы пояснить,в чём заключается "познавательное развитие" в каждом из упр-ий? "Что дети познают? (исходя из того,что познание - процесс приобретения нового).
ВОПРОС 2. Как ребёнок "анализирует свой ответ"? Не кажется ли Вам,что детям "с речевыми нарушениями" как то неэтично предлагать такой "мотивационный аспект"? Вообще самоконтроль - это не то,что Вы подразумеваете в данном упражнении.
ВОПРОС 3.Так и не поняла,почему именно сказки являются "Интересным способом автоматизации звуков"?В таком случае,любой разговор с ребёнком будет таковым являться.И что значит "рассказать любимые сказки правильно, красиво и старательно"? Как то всё туманно и расплывчато,хотя фраз много.

Яна Артуровна 04.12.2014 в 22:36

Уважаемая Любовь Владимировна, прочитав ваш первый вопрос, я засомневалась в вашей компетенции в области дошкольного образования: "Не могли бы Вы пояснить,в чём заключается "познавательное развитие" в каждом из упр-ий? Что дети познают? (исходя из того,что познание - процесс приобретения нового)".
К образовательной области "Познавательное развитие" относится ФЭМП (нам представлены упражнения из математики), вся работа логопеда относится к "Речевому развитию" = простейшая интеграция налицо. Привожу вам выдержку из ФГОС ДО в контексте: "Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)..."

Любовь Владимировна 05.12.2014 в 11:49

Добрый день,Яна Артуровна.Вы правы,я не воспитатель. Я учитель начальных классов. Поэтому и задаю столь "некомпетенные" вопросы. Хотелось понять,о чём ведёт речь Татьяна Игоревна. И всё же обращаю Ваше внимание на фразу из Вашего ответа - "Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений" - разве ПЕРВИЧНЫЕ представления и приобретения нового не имеют одинаковый смысл?А далее идёт закрепление,обобщение и т.д.О работе логопеда мне известно,"простейшая" интеграция тоже заметна. Значит,конкурсная работа должна быть или "не простейшей" или простейшей,но искусно преподнесённой.Или я не права?

Татьяна Игоревна 08.12.2014 в 15:26

Уважаемая Яна Артуровна, спасибо Вам!

Ануфриева Ирина Викторовна 04.12.2014 в 10:52

Уважаемая Татьяна Игоревна, вы не новичок на портале, у вас имеются хорошие разработки, но данную публикацию, считаю, слабенькой. Вступление с статье (к играм) не имеет веса, так, общие фразы, пестрящие аббревиатурой ФГОС, не раскрывающее интегрированного подхода на логопедических занятия. Может публикацию нужно было назвать проще: "Игры... ...". Интеграция есть ("Речевое развитие" - "Познание"), но "изюминки", педагогической инициативы не вижу. Приложение - замечательное. Удачи!

Татьяна Игоревна 04.12.2014 в 16:27

Уважаемая Ирина Викторовна, здравствуйте!
Благодарю за комментарий. Поняла Вас.
Но немного поясню. Хотелось донести, что на логопедических занятиях, на логопедическом материале возможно формирование и совершенствование элементарных математических представлений. И наоборот, знание счёта, цвета, формы, величины и т.д. – может быть основой для закрепления речевого материала.
На мой взгляд, лучше ненавязчиво акцентировать внимание на математических представлениях в логопедической практике, чем не делать этого вовсе. ФЭМП было взято для примера, чтобы показать, что данная интеграция ("речевое развитие" и "познавательное развитие") возможна в логопедическом пункте. Возможно, действительно, стоило назвать работу проще или же расписать интеграцию всех образовательных областей. Учту на будущее! Спасибо!

04.12.2014 в 23:12

Уважаемая Татьяна Игоревна, я-то поняла вашу задумку: «формирование и совершенствование элементарных математических представлений на логопедических занятиях, а также знание счёта, цвета, формы, величины и т.д. при закреплении речевого материала. Но вы её представили неинтересно… Как логопед со стажем скажу: очень сложно это сделать, но - очень интересно. Теперь убеждена: Вы сделали неправильное вступление к своей публикации, вам нужно было убедить своих коллег об эффективности данной интеграции. А затем эти упражнения облечь в увлекательное путешествие, ну, например, с героями Циркулем и Звукариком и т.д. и т.п. Ждём ваших новых идей!

Ануфриева Ирина Викторовна 04.12.2014 в 23:14

Это комментарий мой.

Татьяна Игоревна 08.12.2014 в 15:21

Ирина Викторовна, спасибо!

Олеся Викторовна 04.12.2014 в 21:28

Уважаемая Татьяна Игоревна! А я думаю, что Ваша работа пригодится в работе ваших коллег, в ней много практического материала.К тому же , довольно качественная презентация, на которой мы видим работу с детьми. Спасибо за работу. Удачи!

Татьяна Игоревна 08.12.2014 в 15:22

Уважаемая Олеся Викторовна, спасибо за Ваши добрые слова!

Любовь Николаевна 05.12.2014 в 11:47

Уважаемая Татьяна Игоревна! Мне понравилась, представленная Вами конкурсная работа, яркая презентация! Упражнения возьму на "вооружение", хотя некоторые из них уже использую. Отдельное спасибо за ссылку на сайт с развивающими играми для детей! Желаю Вам творческих успехов!

Татьяна Игоревна 08.12.2014 в 15:25

Уважаемая Любовь Николаевна, рада, что Вам понравилось! Спасибо за Ваш комментарий, за пожелание "успехов"! Скажу честно, не знаю откуда появилась ссылка на игры, думаю какой-то сбой или реклама... Я ничего такого не выставляла, но получилось даже в тему.

Жанна Алексеевна 09.12.2014 в 17:18

+5!

Татьяна Игоревна 11.12.2014 в 14:02

Спасибо!

Наталья Михайловна 09.12.2014 в 19:32

Уважаемая Татьяна Игоревна! Речевое развитие в контексте ФГОС ДО выступает в интеграции других образовательных областей, что и доказывает Ваш опыт работы ( а ему , как я правильно поняла, 5 лет). Мне очень понравилось, так как я применяю в своей работе с воспитанниками логоритмические игры.Желаю Вам творчества, успехов в Вашей дальнейшей работе и самое главное искорки и задора!

Татьяна Игоревна 11.12.2014 в 14:04

Уважаемая Наталья Михайловна, спасибо Вам за приятные слова! Рада, что Вам понравилось!

Марьяна Богдановна Муравлева 19.12.2014 в 00:35

Уважаемая, Татьяна Игоревна, Ваш конспект отражает смену видов деятельности и интеграцию образовательных областей. Актуальность речевого развития вообще не обсуждается, так как это первостепенно. Отрадно, что Вы прекрасно владеете нормативно-правовыми документами, жалею Вам удачи в конкурсе и творческого процветания!

Олеся Викторовна 22.12.2014 в 16:01

Уважаемая, Татьяна Игоревна! Поздравляю вас с успешным выходом в финал 1 этапа. Творческих успехов и удачи!

Любовь Николаевна 22.12.2014 в 19:29

Уважаемая Татьяна Игоревна! Примите мои поздравления с получением заслуженной награды - званием лауреата конкурса! Здоровья, новых творческих находок и, конечно, побед!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 09:54

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!