Современные стандарты предъявляют определённые требования к результатам реализации образовательной программы ДОУ. В частности, выпускник дошкольного образовательного учреждения должен владеть речью как средством общения, то есть все структурные компоненты речи должны соответствовать условно-возрастной норме. Но большинство детей, поступающих в ДОУ, имеет проблемы в речевом развитии. Помимо звукопроизношения, лексики, связной речи страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания.
Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также при подготовке театральных постановок совместно отрабатывается интонационная сторона той или иной роли, её выразительное исполнение. Итог работы показывается родителям, а также детям из других групп.
Цель занятия: Развитие музыкально-коммуникативного кругозора детей, обогащение их разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции содержания различных образовательных областей.
1. Образовательные:
2. Коррекционные:
3. Воспитательные: Прививать детям любовь и бережное отношение к родной природе.
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ребята, эти стихи об осени написал Иван Бунин. Осень – очень красивое время года, и сегодня мы отправляемся на прогулку полюбоваться осенним лесом. Но чтобы не заблудиться, давайте позовём Осень. Ведь она хозяйка в осеннем лесу, она и покажет нам дорогу.
Дети зовут Осень.
Закличка. Автор И.Суриков
Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости недель восемь
С высокими хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Осень (входит). Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Дети. Здравствуй, Осень.
Ведущий. Здравствуй, Осень. Конечно, ребята узнали тебя. И сейчас споют о тебе песню.
Песня «Осень», муз. А.Арутюнова, сл. В.Семернина.
Осень. Какая замечательная песня. Я хочу пригласить вас в гости в своё царство. Но сначала нужно потеплее одеться. Давайте вспомним, какую одежду люди носят осенью? (пальто, куртки, шапки). Это демисезонная одежда. Давайте повторим это слово.
Осень. А на ноги мы наденем тёплую обувь. Сейчас мы споём маленькую песенку, а я вам буду показывать, высоким голосом мы поём или низким.
Игра. Наденем на ножки тёплые сапожки, А маленькой Иринке – красные ботинки. (Первая половина фразы поётся высоким голосом, а вторая – низким; показ высоты звука руками).
Осень. Ну что, мы готовы к путешествию. А попасть в осенний лес нам поможет ветер. Ребята, а какой ветер бывает осенью? (сильный, холодный, порывистый и т.д.)
Музыкальный руководитель. Правильно. И песенка у каждого ветра своя. Давайте, мы сейчас изобразим ветер (по схемам дети производят то длинный выдох с использованием голоса на одной ноте, то несколько коротких и т.д.)
Осень. Какие вы молодцы. Ну что, полетели? (Под музыку дети изображают полёт, кружатся).
Осень. Вот мы с вами и в осеннем лесу. Добро пожаловать. Посмотрите, как красиво вокруг. Я разукрасила листья в разные цвета. В какие? (Вжёлтые, оранжевые, красные).
Осень. А если листья разных цветов, значит они… (разноцветные). Правильно. А как можно по-другому сказать:
лист берёзы – … (берёзовый лист)
лист осины – …
лист дуба – …
лист клёна – …
Давайте мы превратимся в ветерки и поиграем с листочками. (Дети кладут на ладонь листочек, делают вдох носом, а на выдохе сдувают лист с ладони).
Ведущий. Осень, а ребята знают танец с листьями. Танец с листьями.
Осень. Какой замечательный танец. Друзья, а вы знаете, как называется такое явление, когда с деревьев опадают листья?
Распевка «Листики летят». Автор М.Сидорова.
Листики летят – это листопад.
Мы их соберём – маме отнесём.
Дети показывают звуковысотное направление мелодии.
Осень. Правильно. Ребята. Давайте мы с вами сыграем в игру, которая так и называется «Листопад».
Игра.
Листопад, листопад, (покачивание с одной ноги на другую, руки подняты, движения руками влево и вправо)
Листья жёлтые летят, (опускаем руки, совершая при этом волнообразные движения)
Покружились, покружились, (кружимся на месте)
И на землю опустились (медленно опускаемся на коврик).
Осень. Ой, ребята, а что это за шум? Кто-то к нам спешит (под музыку вбегает зайчик с корзинкой).
Заяц. Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуй, зайчик.
Осень. Куда ты скачешь?
Заяц. Я хожу по лесу и грибы собираю, на зиму запасаю.
Осень. А мы с ребятами знаем про тебя игру. Вот послушай.
Игра для пальчиков.
Зайка по лесу гулял (указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)
И грибочки собирал (одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):
Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят (поочерёдно загибаем пальцы).
Все грибы – как на картинке, (ладонями изображаем рамку картины)
И зайчонок очень рад (указательные пальцы – на щёки, на лице – улыбка).
Заяц. Мне понравилась ваша игра. Осень, а ребята смогут сосчитать, сколько я собрал грибов?
Осень. Конечно. (Дети хором считают: один гриб, два гриба…)
Осень. Ребята, а давайте вспомним, какие слова «живут» в семье слова «ГРИБ» (подбор однокоренных слов – грибок, грибной, грибник, грибница, грибочек).
Заяц. Какие вы молодцы, ребята. Ну, мне пора бежать. До свидания (заяц убегает).
Слышится музыка дождя.
Осень. Вот и дождик начался. А давайте ему прочитаем стихи.
Дождик, дождик, поливай, (поднимаем руки вверх)
Будет хлеба каравай (протягиваем руки вперёд).
Дождик, дождик, припусти – (поднимаем руки вверх)
Дай капусте подрасти (приседаем, опускаем руки вниз).
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! (Изображаем, как на ладошку капают капли)
Только нас не замочи, (грозим пальцем)
Зря в окошко не стучи! (изображаем стук кулачком)
Музыкальный руководитель. А ведь у дождя бывают разные песенки. И мы с ребятами сейчас их изобразим (музыкальный руководитель играет на металлофоне ритмический рисунок, дети воспроизводят его на металлофонах).
Осень. Ой, а кто это там под дождём? Да это же сороконожки.
Музыкальная игра «Сороконожка».
Осень. Друзья, наша прогулка подошла к концу. Мы сегодня полюбовались осенним лесом, встретились с зайкой, поиграли. А сейчас мне пора в свои владения. Не забывайте обо мне, и я обязательно вернусь в следующем году. До свидания (дети прощаются с Осенью).
Список литературы:
Автор: Елена Викторовна Созыкина, музыкальный руководитель, Людмила Анатольевна Соловьёва, учитель-логопед, МАДОУ №428, г. Екатеринбург, Свердловская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Викторовна, замечательное интегрированное занятие с элементами логоритмики, 5!
Уважаемые коллеги.Интересное занятие.Прекрасный вариант интеграции образовательных областей и взаимодействия специалистов ДОУ.Желаю успехов в вашей работе
Уважаемая Анастасия Никитина! Спасибо за добрые слова.
Уважаемые педагоги, Вы подготовили очень увлекательный сценарий "осеннего" занятия с детьми. Судя по фотографиям, все получают от него большое удовольствие! А вообще, прекрасно, что удалось все занятие провести в режиме многозадачности и для детей, и для педагогов. Желаю дальнейших успехов в работе и вдохновения!
Спасибо Вам, Юлия, за положительную оценку нашей совместной работы.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.