Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.
Главное приобретение раннего возраста – это речь. К 3 годам ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Потребность в предмете и действиях с ним побуждает ребёнка назвать предмет словом. В процессе предметной деятельности у ребёнка так же развивается крупная и мелкая моторика рук. Поэтому, на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции.
Очень важно понимать, что развитие ручной умелости у малыша требует специального подхода. Для того чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека. Поэтому анализируя Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, постаралась создать для детей необходимую предметно-игровую среду.
Организовала сенсомоторный центр. Выбрала удобное место для доступа детей, подобрала разнообразный материал, который меняется в зависимости от потребности и тематики. Действуя с предметами, ребёнок учится открывать и закрывать баночки, коробки, собирать и разбирать игрушки, нанизывать кольца на стержень. Игры со шнурками, пуговицами, липучками тоже хорошо развивают мелкую моторику. Для этого изготовила дидактические коврики «Дом», «Машина», «Гусеница».
В центре экспериментирования использую предметы, различающиеся размером, формой, объёмом, текстурой, весом. Большим интересом у детей пользуются игры с крупой «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам», «Найди игрушку», «Бассейн для пальчиков». Занятия с различными видами круп развивают осязание у детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.
Большой интерес вызывают игры в центре воды и песка. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, узнают, что песок можно пересыпать, в него можно закапывать предметы и откапывать их. Кроме того, действия с песком и водой производят терапевтический эффект – снимают повышенную возбужденность и успокаивают.
В центре изодеятельности подобрала необходимый материал для детского творчества. Рисование пальчиковыми красками, раскрашивание цветными карандашами, обводка трафаретов, лепка из пластилина и теста так же способствует развитию мелкой моторики. При создании пластилиновых картин использую различные мелкие предметы: камушки, ракушки, бусинки, пуговицы, ставить отпечатки формочками для песка или печенья.
Сложным периодом для детей раннего возраста является адаптация. Игры с бумагой помогут ребёнку успешно пройти адаптацию к детскому саду. Дети любят мять, комкать, сосредоточенно рвать на мелкие кусочки салфетки или бумагу. Благодаря этим играм развивается устойчивость внимания, пальцы малыша становятся гибкими, умелыми, послушными.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики и активизации речи всеми любимые народные игры с пальчиками: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Идёт коза рогатая». В ходе пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В своей работе использую аудиозаписи И.Железновой «Пальчиковые песенки-игры». Эти игры создают у ребёнка хорошее настроение, доставляют удовольствие.
Наблюдения показали, что регулярное проведение игр способствует быстрому развитию речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, помогают ребёнку стать самостоятельным и уверенным в себе.
Список литературы:
1. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина Наши пальчики играют. – СПб: Паритет, 2005.
2. Е.Шарикова Пальчиковые игры. – М: Стрекоза, 2010.
3. И.А. Ермакова Развиваем мелкую моторику у малышей – СПб: Литера, 2008.
4. Е.А. Янушко Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М: Мозайка-Синтез, 2007.
Автор: Якущенко Наталья Степановна, воспитатель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 61, д/с № 118 «Родничок» г. Магнитогорска. Педагогический стаж 20 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Степановна, спасибо, что поделились опытом работы! Есть что взять на заметку. 5
Уважаемая Наталья Степановна! Спасибо за работу, У вас замечательный сенсомоторный центр. Довольно много дидактических пособий. Думаю, занятия проходят интересно. Удачи!
Уважаемая Наталья Степановна! Полностью с вами согласна, что развитие мелкой моторики нужно начинать с организации предметно-игровой среды. Спасибо за опыт работы в данном направлении, за интересные Приложения. Удачи вам!
Наталья Степановна, получите 5 за богатый опыт работы. классные фото ребятишек
Уважаемая Наталья Степановна!Как учитель-логопед могу сказать. что Вы затронули очень актуальную тему. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в коре ГМ. Чем раньше с детьми будет проводиться подобная работа, тем лучше будет состояние их речи в будущем. Вам моя 5.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.