Регистрация

Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

  • 4 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Таланты детей находятся на их кончиках пальцев»

М. Монтессори

Маленький ребёнок.… Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно–психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:

Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. Затем растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки.

Для снижения тонуса и уменьшения напряжённости мышц периодически провожу криомассаж. Для его проведения готовлю две ёмкости. В одну наливаю тёплую воду (ближе к горячей), в другую кладу ледяные кубики («конфетки»). Сначала малышу предлагаю пошебуршать «конфетками» затем опустить ручки в воду. «Потрогаем «конфетки» – они холодные, потрогаем водичку – она горячая» и т.п. Затем руки хорошо встряхиваем и вытираем полотенцем. Вся процедура длится не более 7 минут, а ощупывание кубиков от 5 до 30 секунд.

Использую комплексы специальных упражнений:

«Пила» – левая рука ладонью вверх лежит на столе, а ребром правой руки имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх–вниз; то же левой рукой.

«Утюжок» – и.п. – то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки по левой ладони, разминая её. Затем то же самое делаем рукой.

Использую различные упражнения на развитие тактильных ощущений: «Пальчиковый (сухой) бассейн», «Волшебный мешочек»

Играю с детьми в пальчиковые игры, в ходе которых так же активизируется мелкая моторика рук детей. Лепим из пластилина, из солёного теста. Изделия из солёного теста можно украшать различными мелкими предметами.

Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, которые способствуют развитию навыков мелкой моторики. Я же использую в работе подручные средства. Например, интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. Предлагаю детям упражнения «Солнышко улыбается » – на предварительно нарисованный и вырезанный круг в виде солнышка дети по окружности прикрепляют скрепки или прищепки – это лучики солнышка.

Интересные тренажёры могут получиться из пластиковых бутылок: «Бусы», «Вишни», «Снеговик», «Паровоз», «Платье», «Цветы», «Воздушные шарики», «Домик», «Грибочки». Дети любят прикручивать колёса к машинкам, самостоятельно подбирая цвет колёс.

Детям нравится кормить зверюшек, сделанных из бутылок. Наши мышки с удовольствием «съедают» фасолинки, горошинки, мелкие комочки, свёрнутые из бумаги.

Дети любят упражнение «Резиночка» (диаметр резиночки 4–5 см). Пальцы вставляем в резиночку и движениями всех пальцев нужно передвинуть на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.

Игра «Сюрприз».

В фольге завёрнуты игрушки – надо их развернуть, стараясь не порвать обёртку. Можно завернуть в фольгу грецкие орехи. Дети, разворачивая их, в одну тарелку кладут орешки, а в другую обёртки.

Выкладывание из ценников на липкой основе дорожки; используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек. Ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Вопервых, развивают мелкую моторику руки и уже подготавливают её к овладению письмом. Вовторых. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте. Втретьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

При проведении игр и упражнение соблюдаю следующие принципы:

  • Систематичность проведения;
  • Последовательность – сначала на левой руке, потом на правой, при успешном проведении на обеих одновременно;
  • Переход от простого к сложному;
  • Движения должны быть различными – на растяжение, сжатие, расслабление;
  • Тренировка всех пальцев, включая безымянный и мизинец. В противном случае можно получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.
  • Очень важны желания ребёнка заниматься, эмоциональный настрой, интерес к происходящему.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.

Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности , тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Приложение: Развитие мелкой моторики.

Автор: Заикина Валентина Павловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 33» г. Воркуты. Педагогический стаж 43 года.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 25, сумма баллов: 121)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 10.02.2014 в 02:05

Уважаемая Валентина Павловна, спасибо за представленный опыт работы, оформленный интересным фотоматериалом. Преклоняюсь перед вашим педагогическим стажем!!! Удачи Вам!

Светлана 15.02.2014 в 08:08

Валентина Павловна, замечательный опыт практической работы вы представили в своем материале. Спасибо за участие в конкурсе!

Юлия Сергеевна 17.02.2014 в 12:26

Интересные находки! 5!

Олеся Викторовна 25.02.2014 в 15:30

Уважаемая Валентина Павловна. Интересная работа, думаю многие воспитатели возьмут себе в копилку. Спасибо за работу. Удачи!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 10:49

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!