Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи – дизартрия. Но дизартрические нарушения представляют собой не только патологию звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Зачастую у детей страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания.
А также в большинстве случаев у детей преобладает такой тип физиологического дыхания, как верхнее ключичное. Так как все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны между собой, невозможно устранить речевые дефекты у дошкольника с дизартрией, не корректируя нарушения просодии.
Работа по коррекции просодии ведётся в нескольких направлениях: работа над силой и высотой голоса, мелодико-интонационной стороной речи, формирование диафрагмального дыхания и речевого выдоха, а также ритмической стороны речи.
Эффективной формой работы по коррекции просодии является логоритмика. Логоритмические упражнения можно проводить как в непосредственно-образовательной деятельности (логопедические, музыкальные занятия, динамические паузы), так и во время режимных моментов. Упражнения могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Данный вид работы позволяет:
Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него.
На начальном этапе работа проводится без речевых звуков: отрабатывается плавный выдох, дифференциация носового-ротового вдоха и выдоха, а также формируется диафрагмальное дыхание. Была собрана фонотека, позволяющая проводить работу по коррекции дыхательной стороны речи. В частности, под звуки природы проводится работа по релаксации и формированию диафрагмального дыхания.
Помимо коррекции дыхательной системы, проводятся упражнения по развитию артикуляционной и мимической гимнастики.
Далее начинается работа над силой, высотой голоса, а также ритмической стороной речи. В работу вводятся звуки речи, слоги, слова и предложения. Причём первоначально используются звуки, наиболее простые по артикуляционно-акустическим признакам (гласные, согласные П, Б, М, Н).
Для того, чтобы работа по коррекции просодии была интересна детям, по каждой лексической теме были разработаны комплексы упражнений, в которые включена работа на речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи, силу, высоту голоса, ритмический рисунок речи (приложение 1).
Например, при изучении темы «Зима» используется игра «Вьюга». Дети, в соответствии с положением рук логопеда произносят звук «У» либо громко, либо тихо. При изучении темы «Транспорт» дети должны по схеме «спеть песенку паровоза» с определённым ритмическим рисунком (ЧУХ ЧУХ ЧУХ ЧУХ ).
Определённые виды работы проводятся с использованием музыкальных инструментов. Например, ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по схеме или образцу при помощи ложек или бубна.
На заключительном этапе дети закрепляют умения и навыки в связной речи: проводится работа по пересказу сказок и рассказов, составлению диалогов, чтению стихов, проговариванию скороговорок. В логопедическом кабинете имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, кукольный), позволяющий отрабатывать мелодико-интонационную сторону речи. Например, при составлении диалога детям предлагается одну и ту же фразу произнести с различной интонацией – весело, сердито, грустно, удивлённо.
Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем, воспитателем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также совместно с воспитателями подбираются стихи, сказки, с которыми дети знакомятся. В дальнейшем эти произведения используются на логопедических занятиях в театральном виде деятельности для отработки выразительности речи, мелодико-интонационной стороны.
Мониторинговые исследования показывают, что созданные условия способствуют формированию и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией: улучшается состояние голосовых функций, речь становится более выразительной, эмоционально окрашенной. У детей формируется диафрагмальное дыхание, речевой и неречевой выдох. Как следствие, появляется интерес к речи окружающих и к своей речи.
1. Развитие мелкой моторики
Зайка по лесу гулял (указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)
И грибочки собирал (одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):
Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят (поочерёдно загибаем пальцы).
Все грибы -как на картинке, (ладонями изображаем рамку картины)
И зайчонок очень рад (указательные пальцы – на щёки, на лице – улыбка).
2. Миогимнастика (с опорой на наглядность)
Вместе с волком рассердились, вместе с зайчиком испугались, с лисой удивились, с медведем обрадовались.
3. Упражнения для мышц шеи
Ищем дупло белочки – повороты головы влево, вправо, вверх.
4. Упражнения для губ
– Лось потянулся за веткой (вытягиваем губы вперёд).
– Ёжик фыркает (вибрация губ).
5. Упражнения для языка
– Медведь лакомится мёдом (совершаем круговые движения языком, имитация облизывания губ)
– Ёжик собирает грибы («приклеиваем» язык к твёрдому нёбу, растягиваем уздечку)
– Лиса играет с лисятами (движения языка влево-вправо – имитация движений хвоста лисы)
6. Работа над ритмической стороной речи (с опорой на ритмическую схему)
Прохлопать, как прыгает зайчик (II II I I), бежит лисица(I II I II ), спешит ёжик (IIII IIII ).
7. Работа над высотой голоса
Изобразить, как рычит взрослый медведь (низким голосом), маленький медвежонок (высоким голосом).
8. Работа над силой голоса
Волк воет рядом с нами (громкий звук), а второй отвечает ему издалека (тихий звук).
9. Работа над диафрагмальным дыханием (с использованием релаксирующей музыки, выполняется лёжа)
Медведь спит в берлоге (на вдохе надуваем живот – контроль руками, на выдохе-сдуваем).
10. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Разыграть сценку, передать с помощью интонации характер героев.
Лиса: Здравствуй, милый куманек!
Волк: Здравствуй!
Лиса: Где ты был?
Волк: В корзинке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько было?
Волк: Семь с восьмой.
Лиса: А осталось?
Волк: Ни одной.
Автор: Соловьёва Людмила Анатольевна, учитель-логопед, МАДОУ №428 д/с «Золотая рыбка», г. Екатеринбург. Стаж работы в должности 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Людмила Анатольевна. Я Ваша коллега, ознакомилась с данной работой. Вы затрагиваете очень важную тему, рассказываете о системе работы, которая логически выстроена. Думаю, молодым учителям-логопедам будет полезно прочесть данную статью. Я желаю Вам удачи и успехов в дальнейшей работе. Хорошо. что есть такие педагоги. которые так творчески, с интересом относятся к своей работе. С уважением Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна, спасибо за высокую оценку и добрые слова.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Объёмный материал, хорошо разработанный. Спасибо, что поделились! Удачи в конкурсе!
Благодарю Вас, Мария Владимировна! В нашей с Вами работе очень важна поддержка коллег.
Уважаемая Людмила Анатольевна, спасибо за участие в конкурсе! В вашей статье вы делитесь своим опытом по коррекции просодии. Да, это актуальная тема, соглашусь с вами, как бывший учитель-логопед… Статья написана грамотно, профессионально и это является показателем, что вы хороший специалист, но Приложение 1 – «скудноватое», презентация – «бедненькая»! В прошлом году на конкурсе у вас презентация была гораздо впечатлитетьнее! От души желаю Вам успехов!
Уважаемая Людмила Анатольевна!Мне понравилась Ваша работа. Ставлю Вам "5". Меня заинтересовала эта тема. Очень хотелось бы более подробно ознакомиться с некоторыми моментами. Приглашаю Вас на свою страничку. Вам желаю творческих успехов!
Уважаемая Марина Борисовна! Спасибо за высокую оценку моей работы. Я с удовольствием воспользуюсь Вашим предложением.
Уважаемая Людмила Анатольевна.Спасибо за работу. Ваша статья актуальна и , можно сказать, злободневна. Все больше детей приходит в школу с нарушением речи. А это потом приводит к дисграфии, с которой очень тяжело " бороться".Если раньше " логопедических" детей был 1-2 в классе, то сейчас они составляют около 25-30 процентов обучающихся. Кстати, очень хорошо, что вы большое внимание уделяете дыхательной гимнастике и упражнениям. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Олеся Викторовна!Благодарю Вас за добрые слова и пожелания. В нашей с Вами работе необходима преемственность. Тогда результат работы с детьми будет оптимален.
Уважаемая Людмила Анатольевна, не первый раз знакомлюсь с Вашими работами, всегда чувствуется высокий профессионализм и ответственный подход к подаче материала. Спасибо!
Юлия.
Спасибо Вам, Юлия, за высокую оценку моей работы и за профессиональную поддержку!
Добрый день, Людмила Анатольевна! Вы представили актуальный материал, чувствуется системный подход в Вашей работе. Примеры комплексных упражнений хорошо проработаны, интересна творческая подача упражнений для детей. Спасибо, что делитесь опытом с коллегами. Единственное, хотелось бы увидеть больше практических материалов в Ваших приложениях.
Удачи Вам и всем коллегам в нашей ответственной работе! Юлия Сергеевна, воспитатель речевой группы.
Спасибо, Юлия Сергеевна! Я учту Ваши пожелания и в своих дальнейших работах буду более внимательно относиться к приложениям.
Уважаемая Людмила Анатольевна, спасибо за практический материал, "хорошо, но мало". Будем рады увидеть на сайте ваши новые статьи. Удачи! 5.
Уважаемая Галина Алексеевна! Спасибо Вам за положительный отзыв. Постараюсь в дальнейшем делать акцент на практическую часть работы.
Очень много нового, интересного, можно взять из этого материала, спасибо вам. 5 баллов. Желаю удачи в конкурсе.
Уважаемая Галина Викторовна!Большое спасибо за высокую оценку.
Уважаемая Людмила Анатольевна. Огромное спасибо за статью. Она показывает не только теоретические знания, но и практический материал, который можно взять в свою работу. Еще раз спасибо и удачи! 5.
Елена, благодарю Вас за высокую оценку и поддержку!
Людмила Анатольевна, я не педагог по образованию. Но меня заинтересовала Ваша статья, потому что я мама пятилетнего ребёнка. Я из Вашей статьи узнала для себя формы работы, о которых не знала. Я ставлю Вам 5 и хочу задать вопрос: а как часто нужно проводить подобную работу над голосом. дыханием и т.д.? И в течение какого времени (сколько минут)? Заранее спасибо за ответ. Желаю Вам успеха в конкурсе!
Елизавета Евгеньевна, спасибо за внимание к моей работе!С удовольствием отвечаю на Ваш вопрос. Подобная работа включается в артикуляционную гимнастику. Желательно проводить её ежедневно. Оптимальное время для комплекса упражнений - 10-12 минут. Желаю Вам успеха в воспитании ребёнка.Заинтересованные родители-радость для любого педагога.
Уважаемая Людмила Анатольевна, описанная вами коррекционная работа действительно эффективна, методика работа в статье представлена профессионально грамотно. Удачи вам!
Уважаемая Цырен-Жаб Доржиевна!Спасибо Вам за такую оценку моей работы. Для меня это очень важно.
Уважаемая Людмила Анатольевна. Спасибо за великолепную статью. Возьму на вооружение упражнения. Желаю Вам только победы! Конечно же, 5!!!
Уважаемая Елена Васильевна!Спасибо за добрые слова и высокую оценку.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Добиться выразительности и эмоциональности при таких проявлениях дизартрии, как нарушения дыхания, темпа речи, голоса, бывает очень сложно. Это достигается путем систематической, методически грамотной работы логопеда. Основные направления такой работы в статье раскрыты. Особого внимания заслуживает и внушительный список использованной литературы. Желаю Вам победы в конкурсе! Моя оценка 5!
Спасибо, Людмила Анатольевна, за грамотную статью, кое что возьмём на вооружение. Практического материала можно было бы побольше разработать, опыт то у вас есть. 5!
Уважаемая Надежда Петровна!Благодарю Вас за отличную оценку. Вы совершенно правы, что практического материала предоставлено мало.Безусловно, за годы практики его разработано больше.При написании следующей статьи на конкурс я учту свои недочёты.
Людмила Анатольевна, очень интересна практическая сторона проведения Ваших занятий. А в целом, методически грамотная подача конкурсного материала. Удачи!!!
Людмила Анатольевна! Ознакомился с Вашей работой. Думаю, что детям,с которыми Вы занимаетесь,очень повезло.Побольше бы таких специалистов. Спасибо Вам за Ваш труд. Тимофей Еланский,дед своих внуков.
Спасибо Вам, Лев Тимофеевич, за тёплые слова и за оценку! Так приятно, когда труд педагога положительно оценивается родителями детей, их дедушками и бабушками. Сотрудничество с вами- это залог нашего успеха.
Людмила Анатольевна! Как коллега, хочу отметить. что выбранная Вами тема весьма актуальна. Ведь без выразительности. поставленного речевого дыхания речь не может быть полноценной.Ваша работа проводится в системе, логически выстроенна. Желаю Вам успехов в работе и удачи в конкурсе!5
Использовано столько литературы. Напрашивается вопрос, в чем авторство?
Уважаемая Юлия Сергеевна!Спасибо за вопрос. Все мы в своей работе опираемся на уже имеющийся опыт наших коллег. И наша задача отобрать то, что наиболее приемлемо для определённого контингента детей, систематизировать, и, конечно, добавить что-то своё. Возможно, Вы просто невнимательно прочитали мою работу.
Людмила Анатольевна, очень основательная работа! Радует преемственность с музыкальным руководителем. Не волнуйтесь, все будет хорошо. Наши идеи - это библиотека будущих педагогов. Будем для них примером.
Уважаемая Наталья Павловна! Благодарю Вас за тёплые слова, за поддержку. Взаимосвязь педагогов ДОУ -важное условие для успешной работы.
Людмила Анатольевна, поздравляю Вас с выходом в финал. Ваша работа очень достойная, желаю победы!
Людмила Анатольевна, поздравляю Вас с выходом в финал, желаю победы!
Благодарю Вас, Татьяна Васильевна, за поддержку и добрые слова!
Уважаемая Людмила Анатольевна! Объёмный материал, хорошо разработанный. Актуальный и практически значимый. Победы в конкурсе!
Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за положительный отзыв и добрые пожелания!
Поздравляю! Желаю новых творческих находок, профессионального роста и педагогического такта.
Инновационной значимости работы и выраженного авторского подхода нет!!! Описаны традиционные приемы логопедической практики по коррекции просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией и приложен бесконечный список литературы, с которой и так знакомы все практикующие педагоги. Скудное практическое приложение, которое не показывает всей глубины работы.
Уважаемая Светлана Павловна! Спасибо за Ваше мнение. Оно, безусловно, заслуживает уважения.
Уважаемая Светлана Павловна! Спасибо за Ваше мнение. Оно, безусловно, заслуживает уважения.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.