Регистрация

Коррекция просодии у детей дошкольного возраста с дизартрией

  • 11 января 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи –  дизартрия. Но дизартрические нарушения представляют собой не только патологию звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Зачастую у детей страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания.

А также в большинстве случаев у детей преобладает такой тип физиологического дыхания, как верхнее ключичное. Так как все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны между собой, невозможно устранить речевые дефекты у дошкольника с дизартрией, не корректируя нарушения просодии.

Работа по коррекции просодии ведётся в нескольких направлениях: работа над силой и высотой голоса, мелодико-интонационной стороной речи, формирование диафрагмального дыхания и речевого выдоха, а также ритмической стороны речи.

Эффективной формой работы по коррекции просодии является логоритмика. Логоритмические упражнения можно проводить как в непосредственно-образовательной деятельности (логопедические, музыкальные занятия, динамические паузы), так и во время режимных моментов. Упражнения могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Данный вид работы позволяет:

  • соединить работу речевого и слухового аппаратов с развитием общей моторики;
  • нормализовать речевое дыхание;
  • сформировать умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
  • правильно воспроизводить звуки и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;
  • развивать мелодико-интонационной сторону речи.

Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него.

На начальном этапе работа проводится без речевых звуков: отрабатывается плавный выдох, дифференциация носового-ротового вдоха и выдоха, а также формируется диафрагмальное дыхание. Была собрана фонотека, позволяющая проводить работу по коррекции дыхательной стороны речи. В частности, под звуки природы проводится работа по релаксации и формированию диафрагмального дыхания.

Помимо коррекции дыхательной системы, проводятся упражнения по развитию артикуляционной и мимической гимнастики.

Далее начинается работа над силой, высотой голоса, а также ритмической стороной речи. В работу вводятся звуки речи, слоги, слова и предложения. Причём первоначально используются звуки, наиболее простые по артикуляционно-акустическим признакам (гласные, согласные П, Б, М, Н).

Для того, чтобы работа по коррекции просодии была интересна детям, по каждой лексической теме были разработаны комплексы упражнений, в которые включена работа на речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи, силу, высоту голоса, ритмический рисунок речи (приложение 1).

Например, при изучении темы «Зима» используется игра «Вьюга». Дети, в соответствии с положением рук логопеда произносят звук «У» либо громко, либо тихо. При изучении темы «Транспорт» дети должны по схеме «спеть песенку паровоза» с определённым ритмическим рисунком (ЧУХ ЧУХ ЧУХ ЧУХ ).

Определённые виды работы проводятся с использованием музыкальных инструментов. Например, ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по схеме или образцу при помощи ложек или бубна.

На заключительном этапе дети закрепляют умения и навыки в связной речи: проводится работа по пересказу сказок и рассказов, составлению диалогов, чтению стихов, проговариванию скороговорок. В логопедическом кабинете имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, кукольный), позволяющий отрабатывать мелодико-интонационную сторону речи. Например, при составлении диалога детям предлагается одну и ту же фразу произнести с различной интонацией – весело, сердито, грустно, удивлённо.

Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем, воспитателем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также совместно с воспитателями подбираются стихи, сказки, с которыми дети знакомятся. В дальнейшем эти произведения используются на логопедических занятиях в театральном виде деятельности для отработки выразительности речи, мелодико-интонационной стороны.

Мониторинговые исследования показывают, что созданные условия способствуют формированию и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией: улучшается состояние голосовых функций, речь становится более выразительной, эмоционально окрашенной. У детей формируется диафрагмальное дыхание, речевой и неречевой выдох. Как следствие, появляется интерес к речи окружающих и к своей речи.

Комплекс упражнений по лексической теме «Дикие животные» 

1. Развитие мелкой моторики

Зайка по лесу гулял (указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)
И грибочки собирал (одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):

Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят (поочерёдно загибаем пальцы).
Все грибы -как на картинке, (ладонями изображаем рамку картины)
И зайчонок очень рад (указательные пальцы – на щёки, на лице – улыбка).

2. Миогимнастика (с опорой на наглядность)

Вместе с волком рассердились, вместе с зайчиком испугались, с лисой удивились, с медведем обрадовались.

3. Упражнения для мышц шеи

Ищем дупло белочки – повороты головы влево, вправо, вверх.

4. Упражнения для губ

– Лось потянулся за веткой (вытягиваем губы вперёд).

– Ёжик фыркает (вибрация губ).

5. Упражнения для языка

– Медведь лакомится мёдом (совершаем круговые движения языком, имитация облизывания губ)

– Ёжик собирает грибы («приклеиваем» язык к твёрдому нёбу, растягиваем уздечку)

– Лиса играет с лисятами (движения языка влево-вправо – имитация движений хвоста лисы)

6. Работа над ритмической стороной речи (с опорой на ритмическую схему)

Прохлопать, как прыгает зайчик (II  II  I  I), бежит лисица(I  II  I  II  ), спешит ёжик (IIII  IIII ).

7. Работа над высотой голоса

Изобразить, как рычит взрослый медведь (низким голосом), маленький медвежонок (высоким голосом).

8. Работа над силой голоса

Волк воет рядом с нами (громкий звук), а второй отвечает ему издалека (тихий звук).

9. Работа над диафрагмальным дыханием (с использованием релаксирующей музыки, выполняется лёжа)

Медведь спит в берлоге (на вдохе надуваем живот – контроль руками, на выдохе-сдуваем).

10. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Разыграть сценку, передать с помощью интонации характер героев.

Лиса: Здравствуй, милый куманек!
Волк: Здравствуй!
Лиса: Где ты был?
Волк: В корзинке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько было?
Волк: Семь с восьмой.
Лиса: А осталось?
Волк: Ни одной.

Приложение 1.

Автор: Соловьёва Людмила Анатольевна, учитель-логопед, МАДОУ №428 д/с «Золотая рыбка», г. Екатеринбург. Стаж работы в должности 18 лет.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 72, сумма баллов: 348)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (61)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Анатольевна Головина 11.01.2014 в 13:09

Людмила Анатольевна. Я Ваша коллега, ознакомилась с данной работой. Вы затрагиваете очень важную тему, рассказываете о системе работы, которая логически выстроена. Думаю, молодым учителям-логопедам будет полезно прочесть данную статью. Я желаю Вам удачи и успехов в дальнейшей работе. Хорошо. что есть такие педагоги. которые так творчески, с интересом относятся к своей работе. С уважением Ирина Анатольевна

Людмила Анатольевна Соловьёва 11.01.2014 в 17:21

Ирина Анатольевна, спасибо за высокую оценку и добрые слова.

Мария Владимировна 11.01.2014 в 16:14

Уважаемая Людмила Анатольевна! Объёмный материал, хорошо разработанный. Спасибо, что поделились! Удачи в конкурсе!

Людмила Анатольевна Соловьёва 11.01.2014 в 17:26

Благодарю Вас, Мария Владимировна! В нашей с Вами работе очень важна поддержка коллег.

Ануфриева Ирина Викторовна 11.01.2014 в 17:43

Уважаемая Людмила Анатольевна, спасибо за участие в конкурсе! В вашей статье вы делитесь своим опытом по коррекции просодии. Да, это актуальная тема, соглашусь с вами, как бывший учитель-логопед… Статья написана грамотно, профессионально и это является показателем, что вы хороший специалист, но Приложение 1 – «скудноватое», презентация – «бедненькая»! В прошлом году на конкурсе у вас презентация была гораздо впечатлитетьнее! От души желаю Вам успехов!

Людмила Анатольевна Соловьёва 11.01.2014 в 17:58

Ирина Викторовна, я учту Ваши замечания.

Марина Борисовна Чеботарёва 12.01.2014 в 10:06

Уважаемая Людмила Анатольевна!Мне понравилась Ваша работа. Ставлю Вам "5". Меня заинтересовала эта тема. Очень хотелось бы более подробно ознакомиться с некоторыми моментами. Приглашаю Вас на свою страничку. Вам желаю творческих успехов!

Людмила Анатольевна Соловьёва 12.01.2014 в 12:47

Уважаемая Марина Борисовна! Спасибо за высокую оценку моей работы. Я с удовольствием воспользуюсь Вашим предложением.

Олеся Викторовна 12.01.2014 в 12:19

Уважаемая Людмила Анатольевна.Спасибо за работу. Ваша статья актуальна и , можно сказать, злободневна. Все больше детей приходит в школу с нарушением речи. А это потом приводит к дисграфии, с которой очень тяжело " бороться".Если раньше " логопедических" детей был 1-2 в классе, то сейчас они составляют около 25-30 процентов обучающихся. Кстати, очень хорошо, что вы большое внимание уделяете дыхательной гимнастике и упражнениям. Удачи в конкурсе!

Людмила Анатольевна Соловьёва 12.01.2014 в 12:49

Уважаемая Олеся Викторовна!Благодарю Вас за добрые слова и пожелания. В нашей с Вами работе необходима преемственность. Тогда результат работы с детьми будет оптимален.

Людмила Анатольевна Соловьёва 12.01.2014 в 21:23

Большое спасибо, Светлана Александровна!

Юлия 12.01.2014 в 22:08

Уважаемая Людмила Анатольевна, не первый раз знакомлюсь с Вашими работами, всегда чувствуется высокий профессионализм и ответственный подход к подаче материала. Спасибо!
Юлия.

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.01.2014 в 10:19

Спасибо Вам, Юлия, за высокую оценку моей работы и за профессиональную поддержку!

Юлия Сергеевна 13.01.2014 в 09:33

Добрый день, Людмила Анатольевна! Вы представили актуальный материал, чувствуется системный подход в Вашей работе. Примеры комплексных упражнений хорошо проработаны, интересна творческая подача упражнений для детей. Спасибо, что делитесь опытом с коллегами. Единственное, хотелось бы увидеть больше практических материалов в Ваших приложениях.
Удачи Вам и всем коллегам в нашей ответственной работе! Юлия Сергеевна, воспитатель речевой группы.

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.01.2014 в 10:21

Спасибо, Юлия Сергеевна! Я учту Ваши пожелания и в своих дальнейших работах буду более внимательно относиться к приложениям.

Галина Алексеевна 13.01.2014 в 11:34

Уважаемая Людмила Анатольевна, спасибо за практический материал, "хорошо, но мало". Будем рады увидеть на сайте ваши новые статьи. Удачи! 5.

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.01.2014 в 17:56

Уважаемая Галина Алексеевна! Спасибо Вам за положительный отзыв. Постараюсь в дальнейшем делать акцент на практическую часть работы.

Галина Викторовна 13.01.2014 в 13:36

Очень много нового, интересного, можно взять из этого материала, спасибо вам. 5 баллов. Желаю удачи в конкурсе.

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.01.2014 в 17:56

Уважаемая Галина Викторовна!Большое спасибо за высокую оценку.

Елена 13.01.2014 в 14:19

Уважаемая Людмила Анатольевна. Огромное спасибо за статью. Она показывает не только теоретические знания, но и практический материал, который можно взять в свою работу. Еще раз спасибо и удачи! 5.

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.01.2014 в 17:57

Елена, благодарю Вас за высокую оценку и поддержку!

Елизавета Евгеньевна 13.01.2014 в 15:33

Людмила Анатольевна, я не педагог по образованию. Но меня заинтересовала Ваша статья, потому что я мама пятилетнего ребёнка. Я из Вашей статьи узнала для себя формы работы, о которых не знала. Я ставлю Вам 5 и хочу задать вопрос: а как часто нужно проводить подобную работу над голосом. дыханием и т.д.? И в течение какого времени (сколько минут)? Заранее спасибо за ответ. Желаю Вам успеха в конкурсе!

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.01.2014 в 18:01

Елизавета Евгеньевна, спасибо за внимание к моей работе!С удовольствием отвечаю на Ваш вопрос. Подобная работа включается в артикуляционную гимнастику. Желательно проводить её ежедневно. Оптимальное время для комплекса упражнений - 10-12 минут. Желаю Вам успеха в воспитании ребёнка.Заинтересованные родители-радость для любого педагога.

Цырен-Жаб Доржиевна 14.01.2014 в 16:18

Уважаемая Людмила Анатольевна, описанная вами коррекционная работа действительно эффективна, методика работа в статье представлена профессионально грамотно. Удачи вам!

Людмила Анатольевна Соловьёва 14.01.2014 в 19:02

Уважаемая Цырен-Жаб Доржиевна!Спасибо Вам за такую оценку моей работы. Для меня это очень важно.

15.01.2014 в 08:41

Уважаемая Людмила Анатольевна! Спасибо за замечательную статью! Очень интересно на практике познакомиться с методикой проведения занятий! Хотелось бы попасть на открытое занятие! Желаю успехов в Вашей деятельности!

Людмила Анатольевна Соловьёва 15.01.2014 в 10:41

Большое спасибо!

Елена Васильевна 15.01.2014 в 19:34

Уважаемая Людмила Анатольевна. Спасибо за великолепную статью. Возьму на вооружение упражнения. Желаю Вам только победы! Конечно же, 5!!!

Людмила Анатольевна Соловьёва 15.01.2014 в 20:32

Уважаемая Елена Васильевна!Спасибо за добрые слова и высокую оценку.

16.01.2014 в 13:21

Уважаемая Людмила Анатольевна! Добиться выразительности и эмоциональности при таких проявлениях дизартрии, как нарушения дыхания, темпа речи, голоса, бывает очень сложно. Это достигается путем систематической, методически грамотной работы логопеда. Основные направления такой работы в статье раскрыты. Особого внимания заслуживает и внушительный список использованной литературы. Желаю Вам победы в конкурсе! Моя оценка 5!

Людмила Анатольевна Соловьёва 16.01.2014 в 18:12

Большое Вам спасибо!

Надежда Петровна 16.01.2014 в 18:27

Спасибо, Людмила Анатольевна, за грамотную статью, кое что возьмём на вооружение. Практического материала можно было бы побольше разработать, опыт то у вас есть. 5!

Людмила Анатольевна Соловьёва 16.01.2014 в 19:27

Уважаемая Надежда Петровна!Благодарю Вас за отличную оценку. Вы совершенно правы, что практического материала предоставлено мало.Безусловно, за годы практики его разработано больше.При написании следующей статьи на конкурс я учту свои недочёты.

Светлана 18.01.2014 в 05:54

Людмила Анатольевна, очень интересна практическая сторона проведения Ваших занятий. А в целом, методически грамотная подача конкурсного материала. Удачи!!!

Людмила Анатольевна Соловьёва 18.01.2014 в 14:12

Большое спасибо за отзыв, Светлана Николаевна!

Лев Тимофеевич 19.01.2014 в 20:17

Людмила Анатольевна! Ознакомился с Вашей работой. Думаю, что детям,с которыми Вы занимаетесь,очень повезло.Побольше бы таких специалистов. Спасибо Вам за Ваш труд. Тимофей Еланский,дед своих внуков.

Людмила Анатольевна Соловьёва 19.01.2014 в 21:19

Спасибо Вам, Лев Тимофеевич, за тёплые слова и за оценку! Так приятно, когда труд педагога положительно оценивается родителями детей, их дедушками и бабушками. Сотрудничество с вами- это залог нашего успеха.

Ирина Анатольевна 25.01.2014 в 14:44

Людмила Анатольевна! Как коллега, хочу отметить. что выбранная Вами тема весьма актуальна. Ведь без выразительности. поставленного речевого дыхания речь не может быть полноценной.Ваша работа проводится в системе, логически выстроенна. Желаю Вам успехов в работе и удачи в конкурсе!5

Людмила Анатольевна Соловьёва 25.01.2014 в 17:07

Ирина Анатольевна!Благодарю Вас за высокую оценку.

татьяна 28.01.2014 в 17:21

Спасибо за Вашу статью.
Успехов в работе! Победы в конкурсе!

Людмила Анатольевна Соловьёва 28.01.2014 в 19:22

Спасибо Вам, Татьяна, за поддержку и пожелания!

31.01.2014 в 20:18

+5!

Людмила Анатольевна Соловьёва 01.02.2014 в 09:17

Спасибо большое, к сожалению не знаю Вашего имени!

Юлия Сергеевна 15.02.2014 в 20:31

Использовано столько литературы. Напрашивается вопрос, в чем авторство?

Людмила Анатольевна Соловьёва 16.02.2014 в 08:29

Уважаемая Юлия Сергеевна!Спасибо за вопрос. Все мы в своей работе опираемся на уже имеющийся опыт наших коллег. И наша задача отобрать то, что наиболее приемлемо для определённого контингента детей, систематизировать, и, конечно, добавить что-то своё. Возможно, Вы просто невнимательно прочитали мою работу.

Кустова Наталья Павловна 16.02.2014 в 19:30

Людмила Анатольевна, очень основательная работа! Радует преемственность с музыкальным руководителем. Не волнуйтесь, все будет хорошо. Наши идеи - это библиотека будущих педагогов. Будем для них примером.

Людмила Анатольевна Соловьёва 16.02.2014 в 20:28

Уважаемая Наталья Павловна! Благодарю Вас за тёплые слова, за поддержку. Взаимосвязь педагогов ДОУ -важное условие для успешной работы.

Шахова Ольга Вячеславовна 03.03.2014 в 21:10

Людмила Анатольевна, поздравляю Вас с выходом в финал. Ваша работа очень достойная, желаю победы!

Людмила Анатольевна Соловьёва 04.03.2014 в 20:54

Большое спасибо, Ольга Вячеславовна!

Татьяна Васильевна 04.03.2014 в 10:10

Людмила Анатольевна, поздравляю Вас с выходом в финал, желаю победы!

Людмила Анатольевна Соловьёва 04.03.2014 в 20:57

Благодарю Вас, Татьяна Васильевна, за поддержку и добрые слова!

Ольга Николаевна 04.03.2014 в 18:25

Уважаемая Людмила Анатольевна! Объёмный материал, хорошо разработанный. Актуальный и практически значимый. Победы в конкурсе!

Ольга Николаевна 04.03.2014 в 18:26

Людмила Анатольевна, поздравляю Вас с выходом в финал!

Людмила Анатольевна Соловьёва 04.03.2014 в 20:58

Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за положительный отзыв и добрые пожелания!

Елена Николаевна 06.03.2014 в 13:27

Поздравляю! Желаю новых творческих находок, профессионального роста и педагогического такта.

Людмила Анатольевна Соловьёва 06.03.2014 в 18:23

Спасибо большое, Елена Николаевна, за пожелания!

Светлана Павловна 06.03.2014 в 16:40

Инновационной значимости работы и выраженного авторского подхода нет!!! Описаны традиционные приемы логопедической практики по коррекции просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией и приложен бесконечный список литературы, с которой и так знакомы все практикующие педагоги. Скудное практическое приложение, которое не показывает всей глубины работы.

Людмила Анатольевна Соловьёва 06.03.2014 в 18:24

Уважаемая Светлана Павловна! Спасибо за Ваше мнение. Оно, безусловно, заслуживает уважения.

Людмила Анатольевна Соловьёва 06.03.2014 в 18:25

Уважаемая Светлана Павловна! Спасибо за Ваше мнение. Оно, безусловно, заслуживает уважения.

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 10:52

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!