Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах
любознательность и затем удовлетворять ее...
Франс Анатоль
Педагогический стаж у меня небольшой, всего три года, но за это время я обратила внимание, что дети перестают проявлять абсолютно естественное для них качество – любознательность. При решении задач требующих творческого решения мыслят шаблонно, боятся неудач. И я задала себе три вопроса: «Почему это происходит? Что как педагог я могу сделать, чтобы это исправить? Какие условия необходимо создать, чтобы каждый ребёнок имел возможность получить равные стартовые возможности?»
Настоящим открытием для меня стала методика Савенкова А.И., я поняла – репродуктивный метод обучения направленный на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин, подавляет детскую инициативу.
И это не удивительно, когда обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании», результатом становится потеря способности самостоятельно мыслить, а в будущем к отказу от решения сложных учебных и жизненных проблем, капитуляции перед трудностями.
Именно в дошкольном возрасте в ребёнке формируется творец и исследователь. Моя задача, как педагога, развить в нём эти качества.
Решение лежало на поверхности. Необходимо лишь поддержать естественное стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Так начался мой бессрочный проект «Хочу всё знать!», который построен на принципах развивающего обучения, его цель: Развитие любознательности через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Для начала работы совместно с родителями создала мобильный центр для проведения опытно-экспериментальной деятельности, «мини-лабораторию». Разнообразила предметно-развивающую среду: энциклопедии, лупы, пробирки, весы и т.д. Среда пополнялась по мере необходимости, в зависимости от интересов детей.
Работу с детьми начинала постепенно, с поощрения любознательности, формирования умения задать вопрос. Для этого я использовала логические задачи предложенные Савенковым А.И. в пособии «Тетрадь исследователя». Например: Задайте такой вопрос, чтобы узнать что-то новое о кукле. Такие задачи с восторгом принимаются детьми и не требуют большого количества материала.
Очень важны были на этом этапе коммуникативные игры, развивающие умение слышать друг друга, совместный труд, что необходимо для формирования навыков дискуссии. Игра «Если бы…» (в комнату вошёл слон) учила детей выдвигать гипотезы.
Когда дети самостоятельно сажают семена (экспериментальное доказательство необходимости солнечного света) и договариваются о нужном количестве воды, света, а также ласковых слов, они, сами того не понимая, учатся отстаивать своё мнение, оперируя уже имеющимися знаниями.
Поощряя любознательность детей, подбирала энциклопедии с несложными экспериментами в уголок чтения.
Находясь в роли старшего товарища, помогала проводить заинтересовавшие детей эксперименты.
Для усиления мотивации создавала препятствия, например, знакомясь со свойствами металлов, я постаралась убедить их, что магнит притягивается и к пластмассе (в пластмассовом тазу находилась ложка). Вооружившись магнитами, юные исследователи тут же обнаружили металл там, где его присутствие неочевидно. Когда дети захотели среди зимы провести эксперимент «Извержение вулкана», поставила проблемную задачу – нет песка. Обратившись за помощью к родителям, дети проявили настойчивость и добыли необходимый материал.
В рамках недели здоровья провели эксперимент «Что мы знаем о газировке?». Опыт с кока-колой помог сделать вывод, что если и пить газированную воду, то редко, немного и через соломинку, потому что зуб в пробирке почернел и разрушился.
Без этих кажущихся несерьёзными занятий невозможно становление и развитие детской любознательности, превращающейся у взрослого в познавательную потребность.
Постепенно у детей развивается умение видеть необычное в совсем обычных вещах, например, кто-то долго рассматривал странный камень – и вот у нас уже археологические раскопки, нестандартные решения, как эти предметы попали к нам на участок. Например, все единодушно решили, что идеально круглый камень не может быть земного происхождения.
Очень любят ребята обсуждать необычные фотографии, которые я незаметно «подбрасываю» в экспериментальную мастерскую. Эти обсуждения решают много образовательных задач и абсолютно непосредственны.
Как раз у большинства воспитанников стали появляться домашние животные, в основном, котята, так сама собой и родилась тема исследования. Работа велась в свободное от занятий время.
Сначала мы законспектировали в рисунках уже имеющиеся знания. Для придания значимости события у каждого ребёнка есть своя папка для зарисовок, которые понятны иногда только ему. Объясняя друг другу свои зарисовки, дети отстаивали свои убеждения.
Затем отвечали на вопрос: «Что мы хотим узнать?». Используя метод постановки проблемы: «Как узнать?», я начала обучение поисковым методам с помощью карточек-символов.
К концу года ребята самостоятельно добывали информацию у взрослых друг у друга. Гриша освоил интернет и искал для друзей ответы на вопросы.
Самое интересное в моей работе – это то, что мир для себя открывали не только дети, но и я. Оказывается, признаться своим воспитанникам, что ты не знаешь ответы на все вопросы, совершенно нормально. В ответ на мою честность ребята стали ярче проявлять себя, стали более раскованными. Таким образом, передача знаний стала совершенно естественной. Мне ещё над многим нужно работать, но я точно знаю, что выбрала верный путь.
Автор: Арнаутова Анна Васильевна, воспитатель, ТМБДОУ ЦРР Детский сад «Белоснежка», педагогический стаж 3 года, Россия, Красноярский край, город Дудинка.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Анна Васильевна, познакомилась с вашей публикацией, из которой я поняла, что педагог вы творческий, неравнодушный к своему делу. Это хороший «движок» для молодого воспитателя в успешной работе с детьми-дошкольниками. Почему проект «бессрочный»? Вы с детьми занимаетесь 3-4 года, потом они выпускаются в школу. Вот и берите проект долгосрочный, на 4 года. Ведь должны быть ожидаемые результаты реализации проекта, подведение итогов и, если по-хорошему, диагностика. Одним словом, ваш проект представлен не по правилам оформления проекта: проблема, тип проекта, методы, сроки, практическая значимость, план конкретных мероприятий и т.п. У вас получилась очень позитивная статья-отчет с прекрасными выводами о вашей опытно-экспериментальной деятельности. Удачи вам и профессиональных успехов!
Спасибо за совет. Всё это время я искала, наблюдала и определяла приоритетную задачу для себя как педагога. После более глубокого изучения необходимой литературы, обязательно разработаю проект по всем правилам. К счастью сейчас в мониторинге прослеживается интегративное качество "Любознательный, активный", которое и будет диагностикой и показателем моей работы.
Анна Васильевна, вы молодцы, что создали в детском саду мобильный центр для проведения опытно-экспериментальной деятельности, «мини-лабораторию». Сейчас это очень актуально. Интересную насыщенную работу проводите в этом плане. Вы очень любите своих детей и у вас всё получится. Последние строки вашей статьи просто подкупают и умиляют. Удачи вам и профессиональных успехов! И от меня 5!
Уважаемая Анна Васильевна! С удовольствием познакомилась с вашей работой. Вы готовите молодое поколение исследователей, людей умеющих добывать знания , применять их на практике. Думаю вы хорошо подготовите ребят к школе . К сожалению нельзя назвать вашу работу проектом, но Вы молодой педагог и все приходит с опытом. Желаю Вам удачи и дальнейших творческих находок!
Уважаемая, Анна Васильевна! Очень интересная задумка. Вы делаете нужное дело. Подрастающему поколению необходимо научиться добывать знания. Считаю, что вы хорошо подготовите детей к школе, научите их самостоятельности. Желаю Вам удачи и дальнейших творческих успехов!
Анна Васильевна, ваши дети - настоящие исследователи, практики. Но, на проект данная работа пока "не тянет", но я уверена, что у Вас все еще впереди, главное, не останавливаться на достигнутом!
Не во всех детских садах налажена экспериментальная работа, а это сейчас очень актуально. Молодцы! 5.
Уважаемая Анна Васильевна, идея хорошая, понимаю как сложно развивать такие умения в таком возрасте. Но увы, конкурс есть конкурс, работа методически не проработана. Думаю, у вас все еще получится! Удачи вам!
Анна Васильевна, Вы - большая умница. Такой молодой воспитатель, а уже наладили тесный контакт с родителями для решения педагогических задач. Это очень важно, вовлечение родителей. Очень понравилась Ваша статья, а еще то, что в детский сад три года назад пришел творческий, неравнодушный человек. Так держать, победы ждут и Вас, и Ваших воспитанников!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.