Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин, и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Как показали исследователи В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Под образной речью понимаю умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [2].
Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы (Е.Н. Водовозова, О.С. Ушакова).
Анализ литературы показал, что развитие образной речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – волшебной сказки.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказки с волшебным сюжетом раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
В фольклористике традиционно выделение трех тематических групп волшебной сказки:
1. Волшебно-героические змееборческого типа («Бой на калиновом мосту», «Три царства»).
2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи (типа quest) («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»).
3. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но и постепенно осваивает его, обогащает свою речь образными выражениями, литературными оборотами.
Таким образом, волшебная сказка с ее живым выразительным красочным языком является одним из средств развития образности речи старших дошкольников.
В младшей/средней группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 4 г. Белгорода есть все условия для использования волшебной сказки как средства развития образной речи детей. Есть настольный театр с пальчиковыми куклами, уголок для игр-драматизаций, умело подобранная библиотека волшебных сказок, собранная с помощью родителей и т.д.
Учитывая возрастную категорию дошкольников, как таковая задача развития образной речи ставится, но не конкретизируется, и решается, в основном, в процессе чтения произведений художественной литературы детям. Поэтому нами был разработан план-проект мероприятий по совершенствованию работы над развитием образной речи с привлечением художественных средств волшебной сказки.
Содержание работы по развитию образной речи у детей среднего дошкольного возраста вне занятий:
Работа с родителями:
На подготовительном этапе мы произвели отбор волшебных сказок, с помощью которых предполагалось формировать образность речи детей. Критериями отбора сказок выступили:
Для работы с детьми нами были выбраны волшебные сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики». Также мы осуществили подбор иллюстраций к данным сказкам.
С целью мотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности нами была разработана система поощрений. На первом занятии детям читалась одна и та же короткая сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убраны все средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой.
Символом речи без образных слов и выражений выступил рисунок девочки в сером платье. Детям было предложено сделать платье нарядным. Осуществлялось это путем приклеивания на платье кружочков из фольги, которые являлись жетонами. Серебряный жетон ребенок получал в случае использования образного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии. Золотой жетон получал ребенок, использовавший красивое слово в обыденной речи. В конце дня каждый ребенок приклеивал свой жетон на платье, начиная с подола. Таким образом, детям хотелось целенаправленно вставить в речь образное слово или выражение, чтобы получить жетон.
Для того, чтобы восприятие волшебных сказок было более глубоким, а речь образной, яркой, нами была разработана система работы по формированию образной речи, которая велась в двух направлениях:
1. Обучение на специально-организованных занятиях.
2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.
Знакомство ребёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым.
Фото 1. Первичное ознакомление со сказкой
Исходя из поставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов.
I. Целенаправленное наблюдение. В этом методе воспитатель совместно с детьми рассматривал, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета).
II. При использовании метода сравнения детям были предложены игры на сравнение: «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?». Также ребятам предлагалось сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту.
III. Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Мы составляли из имеющейся в ДОУ коллекции костюмов наряд сказочного героя, в который дети наряжались с большим удовольствием.
IV. Эксперимент с художественным образом. При использовании данного метода традиционный пересказ прочитанного модифицировался в данном случае благодаря возможности как бы проигрывания разных ролей. Ребенок учитывал в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.
V. Оценка и суждение. Вспомнив прослушанную сказку, дети аргументированно доказывали достоинства своего героя, выделяли любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных.
После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжили обсуждение сказки, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.
Фото 2. Игра-беседа со сказочными персонажами
В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.
Постепенно куклы-персонажи затрагивали проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывали свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощрял неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный – добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Следующий этап нашей работы педагога над книгой – это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения мы использовали в дальнейшей работе. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Работа со сказкой включала в себя 3 основных направления нашей работы.
1. Знакомство со сказкой.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
Это направления включали в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений (без использования терминологии) и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры-драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
В средней группе используется пространственная модель построения сказки. Для построения пространственной модели дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделить основные ее эпизоды. Основных элементов может быть не более 5-6, т.к. любая сказка подчиняется следующей логике: пропажа, потеря объекта, герой отправляется в путь, появление добрых помощников, герой проходит испытания, как правило, на границе двуцарствия и, наконец, находит объект. Пример тому сказка «Царевна-лягушка», которую разделили на следующие эпизоды:
1. Задания царя сыновьям с тремя стрелами.
2. Задания царя невестам (1,2,3).
3. Иван-царевич идет искать Царевну-лягушку.
4. Встречи Ивана-царевича в пути.
5. Победа над злыми силами Кощея, Царевна-лягушка освобождена.
Подчинялась вышеуказанной логике, мы строили соответствующую модель к нужной сказке, детально проанализировав до занятия основные компоненты сказки: герой, место действия, волшебный предмет, их соотношения и др. В ходе занятия помогали детям найти, открыть основные эпизоды сказки, обозначить персонажей и построить соответствующую модель. Мы предлагали детям сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, являющимися наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием.
В группе особое внимание уделялось сюжетной связанности нескольких занятий, объединяемых общей сказочной ситуацией, которая может задаваться использованием постоянных сказочных персонажей (Баба Яга, Василиса прекрасная) и сказочных предметов (волшебная шкатулка и т.д.).
После первого прочтения сказки мы задавали ряд вопросов, с целью выяснения того, насколько дети поняли сюжет. Далее мы совместно с детьми рассматривали, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические повороты сюжета).
Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте сказки красивые слова и выражения. Также детям предлагалось подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаются эти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений, придуманных детьми). Особое оживление среди детей вызывало предложение придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно.
Интересным оказался прием словесного рисованию по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Дети не только использовали слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.
Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Показывая иллюстрацию к сказке, мы добивались от детей не просто ответа на вопрос, «что изображено?», но и вместе вспоминали как об этом явлении или герое говорится в сказке. Как еще можно красиво об этом сказать.
Эффективным оказался и метод проведения игр-бесед. В гости к детям приходили персонажи сказок, с которыми дети вели диалог. В ходе данной беседы дети использовали образные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Перечисленные методы и приемы работы по волшебной сказке использовались на специально организованных занятиях.
В своей работе по формированию образности речи мы учили детей определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное).
Например, на занятии по сказке «Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывала сказку, а затем беседовала с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его? Какие слова вам особенно запомнились? Какими словами автор характеризует Хаврошечку и её поступки?».
Эти вопросы помогали детям глубже понять основное содержание сказки, определить характер её героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
Совместно с детьми нами был создан уголок сказки, где выставлялись книжки, иллюстрации (как художников, так и выполненные детьми), собирались куклы для разыгрывания сказок по ролям.
В этом же уголке находился рисунок для приклеивания полученных жетонов. Мы не просто выдавали ребенку жетон, а обращали внимание группы на то, как красиво он сказал, интересное определение подобрал, вспоминали, в какой сказке и какой персонаж говорил такие же слова.
Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, а, соответственно и методическая работа по развитию речевого творчества посредством составления сказок также должна строиться с учетом определенных особенностей. Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.
I этап работы – анализ языка волшебных сказок
На данном этапе работы особое внимание необходимо уделить развитию языкового чутья мальчиков, поскольку оно у них формируется несколько позже, в сравнении со сверстницами. В речи мальчиков значительно реже встречаются образные выражения, сравнения, развернутые высказывания.
Работая по данному направлению, мы составили игровой комплекс по развитию речи для девочек и мальчиков. Различные игры и упражнения направлены на развитие разных сторон речи, могут использоваться как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.
II этап – анализ логической структуры сказочного повествования
Детям предоставляется возможность самостоятельно (или с помощью воспитателя) определить компоненты логической структуры сказок, определить общую схему сказки. На данном этапе работы эффективным является коллективное составление сказок или пересказ в однополых подгруппах (раздельно девочки и мальчики).
III этап – самостоятельное сочинение сказок девочками и мальчиками
На этом этапе каждому ребенку необходимо выполнять двойную задачу: придумать собственный сюжет, оригинальные образы, новых героев и др., а также соблюдать четкую последовательность изложения событий. Нами были получены замечательные результаты: сказки стали непохожими друг на друга. Дети успевали фиксировать собственное сочинение до того, как слышали другие варианты. Данный прием особенно эффективен в работе с девочками, которые, как правило, более свободно и грамотно излагают свои мысли, в сравнении со сверстниками, но нередко нарушают логику повествования.
В результате целенаправленной работы по развитию речи дети научились не только придумывать интересных, оригинальных персонажей, использовать в своей речи образные средства языка, продумывать основную последовательность действий своей сказки. Сказки девочек и мальчиков стали интереснее, содержательнее, ярче. Наряду с этим отмечается положительная динамика в развитии всех сторон речи детей: лексической, грамматической, смысловой.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – 2009. – 160 с.
2. Развитие речи и творчества дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2009.
3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
Автор: Балашова Людмила Николаевна, воспитатель II квалификационной категории, МБДОУ № 4 г. Белгорода. Пед.стаж 27 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Людмила Николаевна, с превеликим уважением отношусь к вашему возрасту и опыту, но не люблю несправедливость и не могу не сказать об этом… Вторую часть вашей статьи, где вы конкретно знакомите нас со своей работой, интересным опытом, читала с удовольствием… Но первая часть – полностью скопирована из интернета (http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/k-voprosu-o-formirovani e-obraznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo). Такой объём и «слово в слово»! Если б вы это скопировали у меня, я бы с вами поругалась, извините… Это ошибка многих педагогов, начинающих публиковать свои статьи в интернете. Я очень строго в этом плане всегда слежу за публикациями своих педагогов и предупреждаю их об этом: ну, ни «слово в слово»… Я думаю, вы правильно воспримите мой комментарий. Удачи и профессиональных успехов вам.
Людмила Николаевна, мне очень понравилась вторая часть вашей статьи, где вы обобщаете свой опыт работы. Некоторые моменты беру на заметку. Спасибо!
Уважаемая Людмила Николаевна, вторая часть вашей статьи более удачная, чем первая, тем более, что она списана из другой статьи на просторах Интернета. Хотя я уверена, что Вам есть чем поделиться с нашими читателями, ведь опыт Вашей работы заслуживает большого уважения. Дерзайте, не останавливайтесь на достигнутом!
Уважаемая Людмила Николаевна! Да бог с нес , с теорией! Самое главное в работе педагога практика, а вы представили ее хорошо. Всего наилучшего!
Да, волшебная сказка с ее живым выразительным красочным языком является одним из средств развития образности речи старших дошкольников. Я тоже с огромным удовольствием её использую в работе с детьми и получаю хорошие результаты! Людмила Николаевна, спасибо за опыт работы.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.