Регистрация

Конспект НОД в старшей группе ДОУ «В гостях у домовёнка Ставроши»

  • 3 февраля 2017

Конспект непосредственно образовательной деятельности, реализующий задачи образовательной области «Познание».

Цели:

  • познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках;
  • поддерживать интерес к истории нашего народа;
  • развивать у детей интонационно-выразительную речь;
  • развивать у детей мыслительную деятельность, умение делать выводы, умозаклю­чения;
  • воспитывать у детей любовь к сказкам, на образе сказочных героев воспитывать у детей трудолюбие, послушание, доброту.

Словарная работа: ввести в лексикон детей слова: печь, жернова, лён, вытрепать, прясть, веретено, ткань, цеп, серп, чугун, ухват.

Предшествующая работа: чтение сказок «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и жерновцы», «Крошечка-Хаврошечка», «Жихарка», рассматривание иллю­страций к ним; экскурсия в мини-музей «Русская изба» (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян); проведение дидактических игр: «Что лишнее?», «Собери слова в пословицу», «Найди отгадку среди экспонатов»; проведение игр-драматизаций по знакомым сказкам; изготовление атрибутов, пальчикового театра по сказкам.

Материалы: лист с загадкой; рисунки косы, жерновов, цепа, сеятеля, пахаря; серп; колосья; зерно хлебных злаков; сито, чугунок; ухват; мука, веретено; кукла-домовёнок Ставроша; набор картинок для дидактической игры «Разложи по порядку» (обработка льна); чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, листы картона с прорезями и полоски цветного картона (для плетения коврика); рассказ К Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Представляем Детский развивающий центр Мамарада – здесь есть все необходимое для развития ребенка: детская гимназия, творческие, музыкальные и спортивные занятия. А также изучение английского языка для малышей в частном садике в Днепропетровске. Игры подбираются с учетом уровня знаний и личных предпочтений ребенка, обучение происходит с помощью увлекательных игр!

Ход занятия

Воспитатель (усаживая на стол куклу): Домовёнок Ставроша живёт в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но чтобы не мешать никому, прячется. Сегодня Ставроша пришёл к нам потому, что мы будем говорить о сказках, которые ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? (Ответы детей).

Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети – кто на лавке, кто на печи слушали бабушкины сказки.

В сказке много фантастического, выдуманного. И вместе с те м они всем хорошо понятны, ведь в них говориться о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждаются жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? (Ответы детей).

Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаём о жизни крестьян в старину, об их труде. Вспомните сказки, в которых говориться о труде крестьян.

  • «Мальчик с пальчик»
  • «Мужик и медведь»
  • «Петушок и жерновцы»
  • «Жихарка»
  • «Крошечка-Хаврошечка».

Скажите, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принёс ему еду? (Отец пахал землю). Чем он пахал землю? (Ответы детей).

Воспитатель наклоняется к Ставроше, делает вид, что слушает его шёпот.

Ставроша говорит: «Правильно, отец мальчика с пальчик пахал сохой, в которую была впряжена лошадь». (Показываю иллюстрации с изображением пахаря и сохи.) Соха – орудие деревянное, только внизу на остриях – железо. Вот какое есть про неё стихотворение:

Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла ковыляла,
Спину гнуть заставляла.

Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.

Вспомните, как заканчивается сказка «Мальчик с пальчик»? (Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу). А как можно назвать Мальчика с пальчик? Какой он? (Сообразительный, находчивый). Почему вы так думаете? (Рассуждения детей).

– Ребята, а сейчас послушайте отрывок из сказки, который для вас приготовил Серёжа. (Ребёнок показывает пальчиковый театр по сказке «Мужик и медведь). Скажите, что это за сказка? (Ответы детей). Правильно. Мужик сеял репу и рожь, потом делился урожаем с медведем. Что получал медведь, а что мужик? (Ответы детей).

Посмотрите как сеял мужик. (Показываю рисунок). Выросла рожь и приехал мужик урожай собирать. А с помощью чего он убирал урожай вы узнаете, если отгадаете загадку.

Ребёнок загадывает загадку: «Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку». (Коса.)

В старину мужики косили косой не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу. (Показываю иллюстрацию.) А как они назывались? (Косари). 

Проводится физпауза «Косари».

Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда!
Делай «»раз«» и делай «»два«».

Женщины убирали пшеницу – жали с помощью серпа. (Показываю серп). А как называли таких женщин? (Жницы.) Правильно, про серп говорили: «Маленький, горбатенький по ниве пробежал, каждый колос задрожал».

Девочки, покажите Ставроше, как вы умеете жать серпом. (Девочки вместе с воспитателем имитируют движения жницы. В руках у воспитателя серп). Ставроша хвалит вас, говорит, что вы умелые косари и жницы.

– Собрал мужик рожь и повёз урожай на базар – продавать. Как вы думаете, что он повёз на базар – колосья или зёрна? (Демонстрирую колосья и зёрна. Ответы детей). Конечно же, зёрна. Как их доставали из колосков? (Рассуждения детей). Колосья обмолачивали с помощью цепов. (Демонстрирую иллюстрацию). А кто знает загадку про цеп?

Ребёнок загадывает загадку: «Над головой вертятся и в руках крутятся, стучат, гремят и всё говорят: то-то-мы, то-томы».

– Из сказок мы узнали, как раньше пахали землю, как сеяли, собирали и обрабатывали рожь и пшеницу. Ребята, а сейчас послушайте и скажите отрывок из какой сказки разыграют нам Юля и Рома?

(Дети драматизируют отрывок из сказки «»Петушок и жерновцы«». Ответы детей.)

– Правильно, эта сказка называется «Петушок и жерновцы». Скажите, о каком приспособлении говорится в сказке, с помощью которого можно молоть зерно? (Жернова). Доскажите загадку:

В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идёт оно.
А зовут его...

Дети: Зерно.

Воспитатель: Зёрна перетирали в муку жерновами. (Показываю иллюстрацию). Домовёнок Ставроша приготовил для вас загадку:

Брат брата трёт,
Белая кровь течёт. (Жернова и мука.)

– Правильно. Мука высыпается из отверстия в жерновах в посудину. Чтобы испечь мягкий, пышный хлеб, муку надо просеять. Что для этого используют? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки, которые для вас приготовили Яна и Вова:

Сотни глаз, а сам слепой,
Засорил глаза мукой. {Сито.)
Кругло и широко.
Дыр много, а пролезть нельзя. (Сито.)

– Обе эти загадки о сите, с помощью которого просеивают муку. Есть ли этот предмет у нас в группе среди экспонатов? (Дети находят сито).

– Как заканчивается сказка про жирновки? (Петушок помогает деду с бабой перехитрить богатого барина). Смололи муку в жерновах, просеяли через сито. Что из муки можно испечь? (Ответы детей.)

– Правильно, хлеб, пироги, оладьи. В знакомой вам сказке маленький человечек Жихарка очень умело пёк хлеб в печке. Когда хлеб был готов он варил вкусные щи. В чём Жихарка варил щи? (Ответы детей.)Да, в чугуне. Найдите его среди экспонатов в группе. (Дети находят чугунок). В печке горячо, руками чугун туда не поставишь. Как он будет ставить чугунок? (С помощью ухвата).

Вот про него говорили: «Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт». Как можно назвать Жихарку? (Умелый, трудолюбивый. Ответы детей). Правильно, он работящий, умелый.

Проводится физпауза «Жадный пёс»

Жадный пёс,
Дров принёс,
Печь затопил,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Испёк пирожок,
Отнёс в уголок И съел сам! Ам!!

В сказке «Крошечка-Хаврошечка» говорится о девочке, которая была, как и Жихарка, очень трудолюбива. Но жилось ей не сладко: она и варит, она и прибирает, она и ткёт, и прядёт. Кто жалел девочку и помогал ей прясть, ткать и белить полотно? (Коровушка).

– Что в руке у Ставроши? (Беру лист с загадкой). Тут написана загадка, которую домовёнок предлагает вам отгадать:

Синий цветочек,
Мал-малёчек,
В землю малый ушёл,
В синей шапочке пришёл. (Лён.)

Ставроша согласен с вами – это лён. Для чего нужен лён? Вспомните в каком рассказе говориться о том, как выращивали лён? А теперь поиграем в игру «Разложи по порядку».

– Вы должны разложить картинки, на которых изображены действия людей со льном, чтобы было понятно, как из льняного семечка «получается рубашка». (Дети раскладывают картинки в таком порядке: сеют семена – лён выросшего выдирают с корнем – вымачивают в реке – высушивают на лугу – треплют – чешут – прядут нитки – ткут холст – полотно – шьют рубашку).

– Из льна получают льняные нитки. Если нитка длинная, она легко запутывается. Чтобы этого не произошло, люди придумали простое приспособление. Отгадайте какое:

Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь.

– Ставроша принёс веретено, чтобы вы его хорошенько рассмотрели. А теперь Ставроша приглашает всех детей в свою сказочную мастерскую. (Дети садятся за столы). Сейчас попробуйте нарисовать веретено и сплести коврик из бумаги. (Дети выполняют задания по своему выбору.)

– Как хорошо вы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно отдохнуть, попеть, хоровод поводить. (Образуют круг, поют, слова сопровождают соответствующими движениями).

Уж я сеяла, сеяла ленок.
Припев: Лён мой зеленой
При горе крутой,
Ты удайся, удайся ленок.
Я полола, полола Ленок.
Припев:
Я мочила, мочила ленок.
Припев.
Припев:

Я сушила, сушила ленок.
Я трепала, трепала ленок.
Припев:
Я чесала, чесала ленок.
Припев:
Уж я пряла, я пряла ленок.
Припев:
Уж я ткала, я ткала ленок.
Припев:
А я сшила, я сшила наряд.

Итог занятия провожу от лица домовёнка Ставроши. В конце предлагаю Ставроше остаться в гостях у детей.

Автор: Шиман Галина Петровна, воспитатель первой квалификационной категории, стаж работы в ДОУ 14 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:00

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:46

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!