Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Споры о том, учить или не учить дошкольников, остались в прошлом. Никто уже (ни специалисты, ни родители) не сомневаются в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Однако само понятие «обучение дошкольников» нуждается в разъяснении, так как многие вопросы (в частности, чему учить и как учить таких детей, какой может и должна быть система требований) остаются нерешенными.
Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников. Если их разделить условно, можно выделить два основных направления. Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет и т.п. Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению и счету.
Это не только внешние различия в позициях, но и весьма существенные расхождения в понимании возможностей ребенка, в предъявляемых к нему требованиях, в организации самой работы.
Сторонники «ускоренного развития» и «раннего обучения» апеллируют к Л. С. Выготскому и многократно повторяют его фразу: «... только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой...». Однако у этой фразы есть окончание: «... но обучать ребенка возможно тому, чему он способен обучаться».
У сторонников раннего обучения на главный вопрос: «Зачем трех- или четырехлетнего ребенка обучать чтению?» – ответа нет. Прежде всего потому, что это квазичтение – мнимое чтение. Механизм осознанного чтения, а не «зрительного узнавания» буквенных знаков и их сочетаний маленький ребенок еще усвоить не может. Чтение в этом возрасте, по утверждению Д. Б. Эльконина, есть «действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели». Как правило, это одно- или двусложные слова. Семантика слова, его значение, содержание и связь «прочитанных» слов остаются еще недоступными.
Но для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе. И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах – из трех, максимум из четырех букв. Так ведь это ненастоящее чтение: ребенок не читает слово, а узнает его. Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!».
Так ведь ребенка не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это, как не торможение развития навыка чтения? Страшно и то, что механизм такого квазичтения закрепляется и сохраняется на дальнейших этапах развития ребенка. Подтверждение тому – некоторые сегодняшние школьники: ученик «зрительно» схватывает лишь часть слова (особенно нового, незнакомого, сложного), а остальное – угадывает. При таком чтении затруднено, а иногда просто нарушено понимание текста. При этом ребенок не может перейти на более эффективный механизм чтения, что создает трудности не только в освоении навыка чтения, но и в письме, математике. Возникает ситуация, очень точно охарактеризованная учительницей начальных классов: «Хоть сто раз одно и то же читает, все равно ничего не понимает».
Поэтому важно здесь вспомнить еще одно высказывание Л. С. Выгодского: «Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным».
Процесс обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения. А технология «плохо пишет – надо больше писать» и «плохо читает – надо больше читать» ничего, кроме вреда, не принесет.
Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ребенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха, во-вторых, развитие артикуляции. Все выше сказанное касается и раннего обучения английскогому языку – подробнее об этом см. на сайте http://1hello.ru/.
Всем: и педагогам, и ученикам – желаю успехов и добра!
Автор: Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 104», стаж работы 20 лет, высшая категория.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.