Регистрация

Современные подходы к обучению грамоте дошкольников

  • 9 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Споры о том, учить или не учить дошкольников, остались в прошлом. Никто уже (ни специалисты, ни родители) не сомневаются в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Однако само понятие «обучение дошколь­ников» нуждается в разъяснении, так как многие вопросы (в ча­стности, чему учить и как учить таких детей, какой может и должна быть система требований) остаются нерешенными.

Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников. Если их разделить условно, можно выделить два основных направления. Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с трех лет) формировать у ребенка учебные на­выки: чтение, письмо, счет и т.п. Сторонники второго направления отстаивают позицию сис­темного развития ребенка в соответствии с его возрастными ин­дивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению и счету.

Это не только внешние различия в позициях, но и весьма существенные расхождения в понимании возможностей ребен­ка, в предъявляемых к нему требованиях, в организации самой работы.

Сторонники «ускоренного развития» и «раннего обучения» апеллируют к Л. С. Выготскому и многократно повторяют его фразу: «... только то обучение в детском возрасте хорошо, кото­рое забегает вперед развития и ведет развитие за собой...». Од­нако у этой фразы есть окончание: «... но обучать ребенка воз­можно тому, чему он способен обучаться».

У сторонников раннего обучения на главный вопрос: «Зачем трех- или четырехлетнего ребенка обучать чтению?» – ответа нет. Прежде всего потому, что это квазичтение – мнимое чтение. Механизм осознанного чтения, а не «зрительного узнавания» буквенных знаков и их сочетаний маленький ребенок еще усво­ить не может. Чтение в этом возрасте, по утверждению Д. Б. Эльконина, есть «действие по воссозданию звуковой фор­мы слова на основе его графической (буквенной) модели». Как правило, это одно- или двусложные слова. Семантика слова, его значение, содержание и связь «прочитанных» слов остаются еще недоступными.

Но для многих учителей и родителей умение чи­тать к первому классу является основным показателем готовно­сти ребенка к школе. И по большей части такие родители и учи­теля занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах – из трех, мак­симум из четырех букв. Так ведь это ненастоящее чтение: ребе­нок не читает слово, а узнает его. Через полгода обучения в пер­вом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!».

Так ведь ребенка не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это, как не тормо­жение развития навыка чтения? Страшно и то, что механизм та­кого квазичтения закрепляется и сохраняется на дальнейших этапах развития ребенка. Подтверждение тому – некоторые се­годняшние школьники: ученик «зрительно» схватывает лишь часть слова (особенно нового, незнакомого, сложного), а ос­тальное – угадывает. При таком чтении затруднено, а иногда просто нарушено понимание текста. При этом ребенок не может перейти на более эффективный механизм чтения, что создает трудности не только в освоении навыка чтения, но и в письме, математике. Возникает ситуация, очень точно охарактеризован­ная учительницей начальных классов: «Хоть сто раз одно и то же читает, все равно ничего не понимает».

Поэтому важно здесь вспомнить еще одно высказывание Л. С. Выгодского: «Известно, что в развитии ребенка существу­ют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение дан­ному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным».

Процесс обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный про­цесс, связанный с определенным психофизиологическим меха­низмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения. А технология «плохо пишет – надо больше писать» и «плохо читает – надо больше читать» ничего, кроме вреда, не принесет.

Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ре­бенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это под­разумевает, во-первых, развитие фонематического слуха, во-вторых, развитие артикуляции. Все выше сказанное касается и раннего обучения английскогому языку – подробнее об этом см. на сайте http://1hello.ru/.

Всем: и педагогам, и ученикам  желаю успехов и добра!

Автор: Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 104», стаж работы 20 лет, высшая категория.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:11

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!