Регистрация

Театрализованная деятельность в совершенствовании речи детей с ОНР

  • 13 ноября 2020

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно.

По результатам исследования связной речи детей и на основании изученного теоретического материала поставила перед собой цель: совершенствовать связную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством театрализованных игр.

Театрализованная деятельность в совершенствовании речи детей с ОНР

Задачи:

  1. Совершенствование диалогической и монологической форм речи детей.

  2. Развитие у детей интереса к театральным играм, способности самовыражения в коллективной деятельности.

  3. Развитие исполнительского творчества детей в процессе театрализации.

  4. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.

Работу проводила в 4 этапа, ориентируясь на  ФГТ.  Приложение 1.

Для успешной реализации поставленных задач, велась в трёх направлениях:

  • Создание условий.

  • Работа с детьми.

  • Работа с родителями.

Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:

  • «Театрал». Пополнила центр разнообразными видами детского театра: театр Петрушки, пальчиковый  театр, театр Масок, настольный картонный, плоскостной, конусный, театр на фланелеграфе. Пополнила центр элементами костюмов по перечню сказок. Разместила в центре диски со сказками для самостоятельного прослушивания детьми.

  • «Я познаю мир». Осуществила подбор картин по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов; детской художественной литературы составляющими репертуар театрализованной деятельности детей; иллюстраций, открытки для рассматривания и закрепления знаний, полученных при ознакомлении с явлениями социальной жизни.

  • «Игровой». Разместила настольные театрализованные игры: для развития диалогической формы речи, на развитие словаря; картотеку артикуляционной гимнастики, «Пальчиковый игротренинг»

Работу с детьми строила на основе лексических тем через интеграцию области «коммуникация». Итог: Театральная пятница», 1 раз в 2 недели. Дети демонстрировали уровень приобретённых умений.

Формы работы с детьми: театральные игры, чтение художественной литературы, игры на развитие диалогической речи, беседы, литературные викторины, игры-драматизации, прослушивание аудиосказок, драматизация сказок, разыгрывание этюдов. Тематический план работы, циклограмма распределения форм деятельности представлены в п Приложении 2.

Работу в группе проводится в тесном контакте с родителями воспитанников. На информационном стенде еженедельно размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при подготовке к игре-драматизации, предварительном чтении необходимой детской художественной литературы. План работы с родителями и модель взаимодействия – в Приложении 3.

В результате проводимой работы получила устойчивую положительную динамику повышения уровня речевого развития детей с ОНР, что способствовало закреплению и развитию навыков речевой коммуникации, формированию умения планировать развёрнутые высказывания, развитию навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний, формированию у детей навыков использования средств художественной выразительности, обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

1. Перспективный  план  работы.

2. Циклограмма. План работы «Реализация области «коммуникация».  Модель взаимодействия педагога и родителей. 

Автор: Хоменко Светлана Александровна, воспитатель, I квалификационная категория, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 37, г. Ангарск Иркутской области. Пед. стаж: 18 лет. Достижения: благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области; дипломы, благодарственные письма Управления образования г. Ангарска.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 36)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 19.02.2013 в 21:35

Уважаемая Светлана Александровна! Подробный, объёмный материал, обстоятельный план работы, который позволяет повысить уровень речевого развития детей, что всегда важно , а для детей с ОНР особенно. Желаю Вам успехов в нелёгкой работе!

Олеся Викторовна 19.02.2013 в 21:53

Уважаемая Светлана Александровна! Вы совершенно правы, словарный запас у детей маленький, общаться, правильно строить предложения многие не могут. Поэтому Ваша работа очень актуальна. К тому же отлично разработана. Удачи!+5. Приглашаю к себе на страничку.

Лыскова Наталья Викторовна 20.02.2013 в 06:42

Добрый день Светлана Александровна!Мне понравился ваш перспективный план, он очень подробный, что можно его брать использовать в работе. Спасибо

Юлия Валерьевна 20.02.2013 в 12:56

Добрый день, Светлана Александровна! Ознакомилась с вашей работой. Понравился ваш перспективный план. Ведь театрализованные игры помогают так же исправлять коммуникативные нарушения у детей, помогают детям победить застенчивость и неуверенность. Желаю Вам успехов в работе.

Ирина Владимировна 22.02.2013 в 22:40

Уважаемая Светлана Александровна!Грамотный,объемный материал,готовый к использованию в работе.Творческих успехов!

Доркина Татьяна Николаевна 06.03.2013 в 06:06

Очень интересная, актуальная работа! Много практического материала. Очень понравилась разработанная Вами "модель взаимодействия педагога с родителями".Желаю Вам успехов в конкурсе и работе!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:26

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!