Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно.
По результатам исследования связной речи детей и на основании изученного теоретического материала поставила перед собой цель: совершенствовать связную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством театрализованных игр.
Задачи:
Совершенствование диалогической и монологической форм речи детей.
Развитие у детей интереса к театральным играм, способности самовыражения в коллективной деятельности.
Развитие исполнительского творчества детей в процессе театрализации.
Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
Работу проводила в 4 этапа, ориентируясь на ФГТ. Приложение 1.
Для успешной реализации поставленных задач, велась в трёх направлениях:
Создание условий.
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:
«Театрал». Пополнила центр разнообразными видами детского театра: театр Петрушки, пальчиковый театр, театр Масок, настольный картонный, плоскостной, конусный, театр на фланелеграфе. Пополнила центр элементами костюмов по перечню сказок. Разместила в центре диски со сказками для самостоятельного прослушивания детьми.
«Я познаю мир». Осуществила подбор картин по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов; детской художественной литературы составляющими репертуар театрализованной деятельности детей; иллюстраций, открытки для рассматривания и закрепления знаний, полученных при ознакомлении с явлениями социальной жизни.
«Игровой». Разместила настольные театрализованные игры: для развития диалогической формы речи, на развитие словаря; картотеку артикуляционной гимнастики, «Пальчиковый игротренинг»
Работу с детьми строила на основе лексических тем через интеграцию области «коммуникация». Итог: Театральная пятница», 1 раз в 2 недели. Дети демонстрировали уровень приобретённых умений.
Формы работы с детьми: театральные игры, чтение художественной литературы, игры на развитие диалогической речи, беседы, литературные викторины, игры-драматизации, прослушивание аудиосказок, драматизация сказок, разыгрывание этюдов. Тематический план работы, циклограмма распределения форм деятельности представлены в п
риложении 2.Работу в группе проводится в тесном контакте с родителями воспитанников. На информационном стенде еженедельно размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при подготовке к игре-драматизации, предварительном чтении необходимой детской художественной литературы. План работы с родителями и модель взаимодействия – в Приложении 3.
В результате проводимой работы получила устойчивую положительную динамику повышения уровня речевого развития детей с ОНР, что способствовало закреплению и развитию навыков речевой коммуникации, формированию умения планировать развёрнутые высказывания, развитию навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний, формированию у детей навыков использования средств художественной выразительности, обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Автор: Хоменко Светлана Александровна, воспитатель, I квалификационная категория, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 37, г. Ангарск Иркутской области. Пед. стаж: 18 лет. Достижения: благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области; дипломы, благодарственные письма Управления образования г. Ангарска.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Александровна! Подробный, объёмный материал, обстоятельный план работы, который позволяет повысить уровень речевого развития детей, что всегда важно , а для детей с ОНР особенно. Желаю Вам успехов в нелёгкой работе!
Уважаемая Светлана Александровна! Вы совершенно правы, словарный запас у детей маленький, общаться, правильно строить предложения многие не могут. Поэтому Ваша работа очень актуальна. К тому же отлично разработана. Удачи!+5. Приглашаю к себе на страничку.
Добрый день Светлана Александровна!Мне понравился ваш перспективный план, он очень подробный, что можно его брать использовать в работе. Спасибо
Добрый день, Светлана Александровна! Ознакомилась с вашей работой. Понравился ваш перспективный план. Ведь театрализованные игры помогают так же исправлять коммуникативные нарушения у детей, помогают детям победить застенчивость и неуверенность. Желаю Вам успехов в работе.
Уважаемая Светлана Александровна!Грамотный,объемный материал,готовый к использованию в работе.Творческих успехов!
Очень интересная, актуальная работа! Много практического материала. Очень понравилась разработанная Вами "модель взаимодействия педагога с родителями".Желаю Вам успехов в конкурсе и работе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.