Регистрация

Театрализованная деятельность в совершенствовании речи детей с ОНР

  • 13 ноября 2020

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно.

По результатам исследования связной речи детей и на основании изученного теоретического материала поставила перед собой цель: совершенствовать связную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством театрализованных игр.

Театрализованная деятельность в совершенствовании речи детей с ОНР

Задачи:

  1. Совершенствование диалогической и монологической форм речи детей.

  2. Развитие у детей интереса к театральным играм, способности самовыражения в коллективной деятельности.

  3. Развитие исполнительского творчества детей в процессе театрализации.

  4. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.

Работу проводила в 4 этапа, ориентируясь на  ФГТ.  Приложение 1.

Для успешной реализации поставленных задач, велась в трёх направлениях:

  • Создание условий.

  • Работа с детьми.

  • Работа с родителями.

Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:

  • «Театрал». Пополнила центр разнообразными видами детского театра: театр Петрушки, пальчиковый  театр, театр Масок, настольный картонный, плоскостной, конусный, театр на фланелеграфе. Пополнила центр элементами костюмов по перечню сказок. Разместила в центре диски со сказками для самостоятельного прослушивания детьми.

  • «Я познаю мир». Осуществила подбор картин по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов; детской художественной литературы составляющими репертуар театрализованной деятельности детей; иллюстраций, открытки для рассматривания и закрепления знаний, полученных при ознакомлении с явлениями социальной жизни.

  • «Игровой». Разместила настольные театрализованные игры: для развития диалогической формы речи, на развитие словаря; картотеку артикуляционной гимнастики, «Пальчиковый игротренинг»

Работу с детьми строила на основе лексических тем через интеграцию области «коммуникация». Итог: Театральная пятница», 1 раз в 2 недели. Дети демонстрировали уровень приобретённых умений.

Формы работы с детьми: театральные игры, чтение художественной литературы, игры на развитие диалогической речи, беседы, литературные викторины, игры-драматизации, прослушивание аудиосказок, драматизация сказок, разыгрывание этюдов. Тематический план работы, циклограмма распределения форм деятельности представлены в п Приложении 2.

Работу в группе проводится в тесном контакте с родителями воспитанников. На информационном стенде еженедельно размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при подготовке к игре-драматизации, предварительном чтении необходимой детской художественной литературы. План работы с родителями и модель взаимодействия – в Приложении 3.

В результате проводимой работы получила устойчивую положительную динамику повышения уровня речевого развития детей с ОНР, что способствовало закреплению и развитию навыков речевой коммуникации, формированию умения планировать развёрнутые высказывания, развитию навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний, формированию у детей навыков использования средств художественной выразительности, обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

1. Перспективный  план  работы.

2. Циклограмма. План работы «Реализация области «коммуникация».  Модель взаимодействия педагога и родителей. 

Автор: Хоменко Светлана Александровна, воспитатель, I квалификационная категория, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 37, г. Ангарск Иркутской области. Пед. стаж: 18 лет. Достижения: благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области; дипломы, благодарственные письма Управления образования г. Ангарска.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 36)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна

Ирина Николаевна 19.02.2013 в 21:35

Уважаемая Светлана Александровна! Подробный, объёмный материал, обстоятельный план работы, который позволяет повысить уровень речевого развития детей, что всегда важно , а для детей с ОНР особенно. Желаю Вам успехов в нелёгкой работе!

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 19.02.2013 в 21:53

Уважаемая Светлана Александровна! Вы совершенно правы, словарный запас у детей маленький, общаться, правильно строить предложения многие не могут. Поэтому Ваша работа очень актуальна. К тому же отлично разработана. Удачи!+5. Приглашаю к себе на страничку.

Лыскова Наталья Викторовна

Лыскова Наталья Викторовна 20.02.2013 в 06:42

Добрый день Светлана Александровна!Мне понравился ваш перспективный план, он очень подробный, что можно его брать использовать в работе. Спасибо

Юлия Валерьевна

Юлия Валерьевна 20.02.2013 в 12:56

Добрый день, Светлана Александровна! Ознакомилась с вашей работой. Понравился ваш перспективный план. Ведь театрализованные игры помогают так же исправлять коммуникативные нарушения у детей, помогают детям победить застенчивость и неуверенность. Желаю Вам успехов в работе.

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 22.02.2013 в 22:40

Уважаемая Светлана Александровна!Грамотный,объемный материал,готовый к использованию в работе.Творческих успехов!

Доркина Татьяна Николаевна

Доркина Татьяна Николаевна 06.03.2013 в 06:06

Очень интересная, актуальная работа! Много практического материала. Очень понравилась разработанная Вами "модель взаимодействия педагога с родителями".Желаю Вам успехов в конкурсе и работе!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:26

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!