Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения, опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, давно зарекомендовала себя как надежный и успешный способ обучения чтению.
При всех его достоинствах, однако, нельзя не отметить одну из его особенностей, создающую в ряде случаев у детей проблемы. Эта методика успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми языковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к 6 годам.
Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний. Приобретая элементарные технические навыки чтения, ребенок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов.
Дети, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности при подготовке к овладению грамотой. Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию четких представлений о каждом звуке речи, звукослогового анализа и синтеза слов и слогов. Дети испытывают трудности в усвоении слияния согласный + гласный, йотированных гласных, в различении звуков по твердости – мягкости, глухости – звонкости.
Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала.
К.Д. Ушинский считал, что обучение грамоте может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.
Поэтому, на занятиях по обучению грамоте мною используются дидактические игры и упражнения для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание, организовав увлекательную ситуацию, создать стимул для подражания.
Игры и игровые упражнения, представленные в Приложении 1, позволяют превратить скучные занятия в занимательные. Малоинтересные упражнения по звуко-слоговому анализу и синтезу становятся для них увлекательной деятельностью. Хорошая игра создаёт эмоциональный настрой у детей, способствует улучшению речевой деятельности, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Использование дидактических игр и упражнений представляю на примере занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности с детьми 6 – 7 лет в Приложении 2.
Список литературы:
Автор: Дмитриева Юлия Валерьевна, учитель-логопед, I квалификационная категория, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 37, г. Ангарск Иркутской области. Стаж 18 лет. Достижения: муниципальный конкурс «Открытый урок» – Диплом I степени; благодарственные письма Управления образования, г. Ангарск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Юлия Валерьевна, спасибо за предоставленный опыт работы: хорошие игры и упражнения, хорошо оформленный конспект занятия. Как дебютанту, я Вам ставлю первую 5-ку! И позвольте мне на будущее выразить пожелание. Сейчас повсеместно в ДОУ строится работа по-новому: новое планирование, организация образовательной деятельности и т.д. Логопедические занятия - это, как правило, деятельность за столами. А Вы не пытались подойти по-новому к организации своих занятий? Чтобы дети во время занятия перемещались по группе, кабинету, по разным Зонам, выполняя задания, как мы сейчас требуем того от воспитателей. Или использовать новые формы занятий: занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие-сказка и т.п. Такое занятие на конкурсе будет просто находкой… Удачи Вам!
Добрый день! Благодарю Вас за хороший отзыв о моей работе. В своем занятии я хотела показать использование дидактических игр и упражнений. Задания можно выполнять как статически, так и перемещаясь по группе, например, при закреплении образа буквы дети делятся на подгруппы и работают в разных зонах. Мне было очень приятно услышать мнение опытного педагога. Спасибо!
Добрый день! Благодарю Вас за хорошую оценку моей работы! Действительно, очень часто занятия по обучению грамоте проводятся статически. Но я стараюсь разнообразить занятия выполнением каких-либо заданий в определенных зонах, например в "Домике Азбуки", в Городе "Буквоград". Спасибо!
Уважаемая Юлия Валерьевна! Огромное вам спасибо за представленную работу! Удачи в работе
Уважаемая Юлия Валерьевна. Взяла Ваш материал в копилку. Он пригодится и учителю. От меня 5. Приглашаю к себе на станичку, познакомиться с моим опытом.
Уважаемая Юлия Валерьевна!Грамотно составленное интересное занятие.Согласна с мнением Духовницкой о том,что можно использовать занятия-конкурсы, занятия-путешествия, занятия-сказки.Удачи!
Уважаемая Юлия Валерьевна ! Очень понравился ваш опыт работы, взяла ваше занятие в свою педагогическую копилку. Спасибо!
Юлия Валерьевна! Действительно, специально подобранные игры помогают созданию положительного эмоционального настроя у детей, что способствует более "легкому" улучшению речи. Очень правильный подход!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.