Регистрация

Игровые приемы в обучении грамоте детей с нарушениями речи

  • 16 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения, опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, давно зарекомендовала себя как надежный и успешный способ обучения чтению.

При всех его достоинствах, однако, нельзя не отметить одну из его особенностей, создающую в ряде случаев у детей проблемы. Эта методика успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми языковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к 6 годам.

Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки.  Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний. Приобретая элементарные технические навыки чтения, ребенок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов.

Дети, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности при подготовке к овладению грамотой. Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию четких представлений о каждом звуке речи, звукослогового анализа и синтеза слов и слогов. Дети испытывают трудности в усвоении слияния согласный + гласный, йотированных гласных, в различении звуков по твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала.

К.Д. Ушинский считал, что обучение грамоте может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

Поэтому, на занятиях по обучению грамоте мною используются дидактические игры и упражнения для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание, организовав увлекательную ситуацию, создать стимул для подражания.

Игры и игровые упражнения, представленные в Приложении 1, позволяют превратить скучные занятия в занимательные. Малоинтересные упражнения по звуко-слоговому анализу и синтезу становятся для них увлекательной деятельностью. Хорошая игра создаёт эмоциональный настрой у детей, способствует  улучшению речевой деятельности, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Использование дидактических игр и упражнений представляю  на примере занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности с детьми 6 – 7 лет в Приложении 2.

Список литературы:

  1. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: Метод. пособие. М. Айрис-пресс, 2007.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. (Второй год обучения). М. ТЦ Сфера, 2009.
  4. Лопухина И.С.  Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособия для логопедов и родителей. М. Аквариум, 1995.
  5. Морозова И.А., Пушкарева М.А.Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет. М. Мозаика-Синтез,                                                                    
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М. ТЦ Сфера, 2006.
  7. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Приложение: Игры и игровые упражнения. Конспект занятия.

Автор: Дмитриева Юлия Валерьевна, учитель-логопед, I квалификационная категория, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 37, г. Ангарск Иркутской области. Стаж 18 лет. Достижения: муниципальный конкурс «Открытый урок» – Диплом I степени; благодарственные письма Управления образования, г. Ангарск.

4.6 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 41)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 17.02.2013 в 01:46

Уважаемая Юлия Валерьевна, спасибо за предоставленный опыт работы: хорошие игры и упражнения, хорошо оформленный конспект занятия. Как дебютанту, я Вам ставлю первую 5-ку! И позвольте мне на будущее выразить пожелание. Сейчас повсеместно в ДОУ строится работа по-новому: новое планирование, организация образовательной деятельности и т.д. Логопедические занятия - это, как правило, деятельность за столами. А Вы не пытались подойти по-новому к организации своих занятий? Чтобы дети во время занятия перемещались по группе, кабинету, по разным Зонам, выполняя задания, как мы сейчас требуем того от воспитателей. Или использовать новые формы занятий: занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие-сказка и т.п. Такое занятие на конкурсе будет просто находкой… Удачи Вам!

Лыскова Наталья Викторовна 20.02.2013 в 06:47

Добрый день! Благодарю Вас за хороший отзыв о моей работе. В своем занятии я хотела показать использование дидактических игр и упражнений. Задания можно выполнять как статически, так и перемещаясь по группе, например, при закреплении образа буквы дети делятся на подгруппы и работают в разных зонах. Мне было очень приятно услышать мнение опытного педагога. Спасибо!

Юлия Валерьевна 20.02.2013 в 13:15

Добрый день! Благодарю Вас за хорошую оценку моей работы! Действительно, очень часто занятия по обучению грамоте проводятся статически. Но я стараюсь разнообразить занятия выполнением каких-либо заданий в определенных зонах, например в "Домике Азбуки", в Городе "Буквоград". Спасибо!

Лыскова Наталья Викторовна 20.02.2013 в 06:53

Уважаемая Юлия Валерьевна! Огромное вам спасибо за представленную работу! Удачи в работе

Олеся Викторовна 20.02.2013 в 13:36

Уважаемая Юлия Валерьевна. Взяла Ваш материал в копилку. Он пригодится и учителю. От меня 5. Приглашаю к себе на станичку, познакомиться с моим опытом.

Ирина Владимировна 22.02.2013 в 22:21

Уважаемая Юлия Валерьевна!Грамотно составленное интересное занятие.Согласна с мнением Духовницкой о том,что можно использовать занятия-конкурсы, занятия-путешествия, занятия-сказки.Удачи!

Светлана Александровна 25.02.2013 в 07:11

Уважаемая Юлия Валерьевна ! Очень понравился ваш опыт работы, взяла ваше занятие в свою педагогическую копилку. Спасибо!

Доркина Татьяна Николаевна 06.03.2013 в 06:28

Юлия Валерьевна! Действительно, специально подобранные игры помогают созданию положительного эмоционального настроя у детей, что способствует более "легкому" улучшению речи. Очень правильный подход!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:07

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!