Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Неоценимую помощь в воспитании нравственных качеств личности оказывает книга, так как в процессе общения с книгой формируется нравственная и культурная основа личности ребёнка.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотив поведения.
Особое место в дошкольном учреждении занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, тяготея при этом к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
Круг чтения, в связи с этим, у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.
Детям 3 – 4 года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении
Ребенок воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он ещё долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
Дошкольник, с его наглядно-действенным (1 – 3 года) и наглядно-образным (4 – 5 лет) мышлением, лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша.
Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении, он выходит далеко за пределы самого текста.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора. Для детей 6 – 7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.
Доказано, что художественная литература играет важную роль в развитии и социального опыта дошкольника.
В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.
Многие произведения формируют у детей правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.
Все нравственные качества в детях формируются постепенно.
В процессе знакомства с художественной литературой у детей дошкольного возраста активно развиваются художественно-речевые навыки, формируются нравственные и культурные стороны ребенка, обогащается социальный опыт.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Автор: Гришина Марина Валерьевна, воспитатель второй квалификационной категории, МБДОУ № 24 комбинированного вида, г. Мончегорск Мурманской области. Педагогический стаж десять лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Марина Валерьевна, вы представили реферат, а не вашу педагогическую инициативу. Творческих успехов!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.