Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи для включения в общую коррекционную работу.
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, для обеспечения социальной успешности, в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГТ.
Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации пропедевтического этапа дифференцированного коррекционного воздействия с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Пропедевтику слоговой структуры слов целесообразно начинать в первом периоде обучения с формирования неречевых процессов.
Эта работа проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях.
В ходе индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть занятия отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы.
На фронтальных занятиях активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и используются как: организационный момент, часть занятия, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Автор: Коротаева Татьяна Васильевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, МБДОУ ДСКВ № 45 «Искорка», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Татьяна Васильевна. Хороший материал, много иллюстраций, фотографий.От меня первая 5. Приглашаю к себе на страничку, познакомиться с моим опытом
Уважаемая Татьяна Васильевна! Интересная презентация! Качественные фотографии! Игры на заметку - спасибо за опыт! Ставлю Вам 5 звёзд! Удачи! Познакомьтесь с моим опытом.
Уважаемая Татьяна Васильевна! Добротная, хорошая работа. Удачи Вам в работе по формированию слоговой структуры слова у Ваших подопечных.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.