Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Досуг-занятие по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром «В Песочной стране».
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я работаю учителем дефектологом в ГБДОУ № 19 уже 5 лет. Мои маленькие ученики – это дети, у которых есть проблемы в развитии. Чаще это дети, у которых стоит страшный диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) и имеется множество сопутствующих заболеваний, которые, в свою очередь, являются симптомами ДЦП. У многих из них кроме основных двигательных нарушений общей и мелкой моторики наблюдаются ещё и нарушения ряда познавательных психических процессов: речевых, мыслительных операций, в основе которых лежит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, нарушения восприятия и внимания, недостаточность предметно-практической деятельности.
Вот основные причины, которые создают большие трудности для формирования школьных умений и навыков для успешного школьного обучения.
Но, несмотря на все эти трудности, часть наших детей, при своевременной, регулярной и систематичной коррекции на занятиях с разными специалистами педагогического и медицинского направления, можно максимально развить. Откорректировать их способности, преодолеть трудности и подготовить к более успешному обучению в школе. Результат, конечно, зависит и от формы и степени самого заболевания.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника. (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.)
Помимо традиционных методик обучения, в последнее время. в психолого-педагогическом процессе всё шире используются новые технологии. Мы предлагаем вам углубиться в одну из нетрадиционных технологий, которая называется «Песочная игротерапия». Нашим педагогическим коллективом было создано методическое пособие «От замысла до результата» на основе песочной игротерапии, в разработке которого я тоже принимала участие (см. список литературы).
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты утверждают, что он «поглощает» негативную энергию, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и ребёнка. С помощью песка можно и расслабляться, снимать стресс и оставлять в нём свои переживания. Можно обучать, и при этом добиваться результатов быстрее, доставляя удовольствие и радость.
Развивающие занятия в песке – это и закаливание, и массаж, а также и развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук и координации движений. Это и знакомство с окружающим миром, и развитие речи. Это познание законов дружбы и взаимоотношений, уважения и доверия друг к другу. Это развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей. Занятия в песке также способствуют сенсорному и моторно-двигательному развитию.
Комнаты для игр с песком и водой мы назвали Песочной страной. А в каждой стране есть свои законы и правила, которые надо соблюдать, чтобы эта страна жила долго и процветала. Мы составили законы песочной страны для наших ребят и изобразили их в виде схем – алгоритмов:
С песочной страной ты ещё не знаком?
Хочешь войти? Узнай наш закон.
У каждой страны есть свои границы,
В песочнице должен песок находиться!
Хоть и песок, но не сахарный он,
В рот не бери – нарушаешь закон!
Шалить и кидаться песком здесь нельзя,
В глаза попадёте! Опасно, друзья!
Песок наш! Круглый год, в любую погоду! Он стал дарить нам своё тепло и хорошее настроение – можно с ним просто поиграть, можно узнать много нового и интересного, ведь с его помощью воспринимается и запоминается всё быстрее.
Список литературы:
Автор: Иванова Любовь Александровна, учитель-дефектолог, 2 категория, Государственное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19, г. Санкт-Петербург, стаж работы 5 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Любовь Александровна! Очень интересное занятие! Мне понравилось, что у Вас есть целая песочная комната! Вашим деткам это необходимо. Терпения Вам и успехов! Вам первые 5 звёзд! Жду на своей страничке.
Уважаемая Любовь Александровна! Очень полезное дело - игра в песочной комнате. Думаю, что дети возятся в Песочной стране с удовольствием, и это помогает им справляться потихоньку с болезнями. Удачи Вам!
Уважаемая Любовь Александровна!Песочная игротерапия - отличная технология,которую используют в своей работе педагоги-психологи,дефектологи. Интересное занятие.Песочница у вас замечательная,большая.Удачи!
Уважаемая Ирина Владимировна! Спасибо за тёплые слова! Мы стараемся.
Задумка отличная Ставлю 5. Только один вопрос . Песок не " разносится" по группе?. Желаю удачи. Приглашаю к себе на страничку
Здравствуйте, спасибо за тёплый комментарий! У нас для песочницы выделена отдельная комната, из которой песок не выносится. И дети об этом чётко знают. Ведь у нас: "Золотые правила". А после игры детей, помощники воспитателей аккуратно собирают песок обратно при помощи специальных для песка веничком и совочком.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.