Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.
Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].
Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения. Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] – [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.
Задачи:
1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.
2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.
3. Развитие навыка употребления предлогов «под», «над», «между».
4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.
1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].
2. Слоговые ряды:
Ха–ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы
3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.
Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.
Выполнить задания:
а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).
б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.
в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.
г) Составление ребенком аналогичных загадок.
д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.
е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.
4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.
Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой). (О. Крупенчук).
Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки.5. Игра «Подарки хамелеона». Чтение логопедической сказки (стр. 29).
Выполнить задания:
а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.
б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.
7. Игра «Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).
Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.
6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].
Ходики ходят – они на ходу,
Ходики станут – попали в беду. [1]
7. Итог занятия.
Список использованной литературы:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. – 48с.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. – 96 с.
Автор: Егорова Лариса Алексеевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ №56, г. Томск, стаж работы по специальности 14 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Лариса Алексеевна! Такая кропотливая работа по становлению лишь одного звука, а сколько же надо подготовить материала для ликвидации пробелов в произношении других звуков!? Поистине очень трудную, но нужную работу осуществляете Вы! Удачи!
Уважаемая Лариса Алексеевна! Очень хорошо,что вы не просто механически ставите звуки, а у вас находится время в индивидуальной игровой форме помогать ребятам справиться с речевыми проблемами!Терпения и результатов в вашей нелегкой работе!
Здравствуйте Лариса Алексеевна.Спасибо за интересную творческую работу! Творческих успехов! Вам 5. Удачи!!!
Уважаемая Лариса Алексеевна! Уточните, пожалуйста, дидактическое пособие-сказку «Приключение белочки Ханы и ее друзей» создали Вы?
Уважаемая коллега! Натолкнула меня на идею создания этого пособия "Логопедическая сказка" С.В. Батяевой. Свою сказку я выстраивала по аналогии с этой книгой. В своей работе я использовала и другие книги (список указан). Мне очень не хватало пособия именно по звуку Х. Поскольку я убедилась в результативности проведения занятий с маленькими детьми в форме путешествия со сказочными героями, я решила написать такую сказку. Она не оригинальна, но очень нужна мне для работы.
Уважаемая Лариса Алексеевна. Вы молодец, хорошая работа. От меня 5. Удачи. Приглашаю вас к себе на страницу.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.