Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.
I этап начинаем со знакомства с помощниками – это «Волшебники» (анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».
У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.
II этап: составление загадок.
Для составления загадок предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. Какой? Что бывает таким же?
Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?
Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения):
Модель 3. На что похоже? Чем отличается?
Загадки детей группы c нарушением речи (первый год обучения):
Cамостоятельная работа дошкольника.
Для составления загадки выбран объект (помидор). Далее, ребенок выбирает с помощью какого (или каких) «волшебника (ов)» он будет составлять загадку. Выбрав «волшебника», ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает определение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам.
Волшебник «Я вижу»: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).
Сравнения по цвету – красный; по рельефу (поверхности объекта) – гладкий; по форме – круглый. Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.
Загадка: Красный, как сигнал светофора, гладкий, как оконное стекло, круглый, но не воздушный шарик.
Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.
Список использованной литературы
Автор: Чепурнова Надежда Викторовна, учитель-логопед высшей категории, МБДОУ ДСКВ № 45 «Искорка», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Надежда Викторовна! Очень интересная работа по развитию собственного речевого продукта ребёнка. Порой и взрослый теряется при отгадывании загадок, потому что не владеет технологией, подобной той, которой вы обучаете детей. Желаю Вам успехов!
Ирина Николаевна, спасибо за отзыв. Согласна, что эта технология интересна и для детей и для педагога.
Уважаемая Надежда Викторовна! Очень интересная технология! Отгадать загадку порой бывает сложно, а уж составить... Не всякий взрослый с этой задачей справится! Молодцы! Удачи Вам! И, конечно же, 5!
Уважаемая Надежда Викторовна! Интересная технология! Некоторые моменты сама объясняю детям, используя метод человечков и т.д. Игры ТРИЗ развивают детей всесторонне. Повезло и Вашим воспитанникам. Ставлю 5 звёзд! Успехов Вам в конкурсе! Приглашаю на свою страничку.
Уважаемая Надежда Викторовна!Работать по технологии ТРИЗ с детьми могут только грамотные педагоги.Удачи!
Уважаемые коллеги! Благодарю вас, за комментарии и оценки.
Технология ТРИЗ - очень интересная. Ваша работа заслуживает внимания. Ставлю 5.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.