Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Современный ребенок к 4-5 годам в норме овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит многосложные слова, полно излагает свои мысли, легко строит развернутые сложные предложения, говорит связно. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Но зачастую наблюдается отставание ребёнка в речевом развитии, что, несомненно, вызывает тревогу педагогов и родителей.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания.
Одним из эффективных методов совершенствования работы речевого аппарата мы считаем применение приёмов самомассажа, так как недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи.
Работая над совершенствованием речевого аппарата младших дошкольников с целью профилактики нарушений звукопроизношения, мы пришли к выводу, что необходимо проводить с детьми дошкольного возраста игры-сказки с использованием элементов самомассажа мышц лица, ушей, кистей рук. Самомассаж проводится в утренние или вечерние часы, или как часть занятия по развитию речи.
Цель проведения игры-сказки: легкий самомассаж щек, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выполнять легкие круговые движения от середины лба к области висков.
2. Выполнять легкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
3. Выполнять легкие поглаживания под глазами от носа до области висков.
4. Выполнять легкие круговые движения от середины лба к шее.
5. Выполнять легкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
6. Выполнять легкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
7. Выполнять легкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы – от уголков к середине.
8. Выполнять легкие постукивания по губам кончиками пальцев.
9. Выполнять легкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
Сказка-массаж «Репка» (возраст 3-4 года)
Посадил дед репку.
Показывают кулачок правой руки (дед). «Сеют» репку – большим указательным и средним пальцами трут друг о друга.
Выросла репка большая-пребольшая.
Соединяют одноименные подушечки пальцев обеих рук, чтобы получился большой круг.
Стал дед репку из земли тащить.
Соединяют ладошки вместе 2-3 раза.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Поглаживают ладонью одной руки тыльной стороны кисти другой руки от кончиков пальцев к запястью.
Позвал дед бабку.
Делают призывающее движение согнутой ручкой.
Поглаживают левой ладонью кулачок правой руки.
Бабка за дедку, дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут.
Вытягивают ручки вперед и сгибают в локтях и в кулачках (тянут).
Соединяют ладошки вместе и тянут репку.
Разводят ручки в стороны широко, растопырив пальцы.
Делают призывающее движение согнутой ручкой.
Поглаживают правой ладонью кулачок левой руки (бабка).
Поглаживают щёки от середины носа к ушам (внучка).
Внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не могут.
Повторяют движения, описанные выше.
Позвала внучка Жучку.
Повторяют движения, описанные выше.
Потягивают ушки вверх 3-4 раза (Жучка).
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут.
Повторяют движения, описанные выше.
Позвала Жучка кошку.
Поглаживают указательными пальцами верхнюю губу от середины к мочкам ушей.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку — тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Повторяют движения, описанные выше.
Позвала кошка мышку
Потягивают ушки вниз за мочки 3-4 раза.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку —
тянут-потянут, вытянули репку!
Повторяют движения, описанные выше. Поднимают руки высоко вверх.
Вывод: Этот вид совместной деятельности настолько оказался интересен детям, что они с удовольствием ещё и ещё раз прослушивали знакомые сказки, выполняя вслед за воспитателем те или иные движения самомассажа.
Использованная литература:
Красикова, И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет / И. С. Красикова. - Спб.: Корона принт, 2003. - 336 с. Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением / Ю.В. Микляева. - М.: Айрис — пресс, 2010. - 115 с. Русские народные сказки: «Репка», «Колобок».
Автор: Подоплёкина Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ № 33 «Солнышко», город Ковров Владимирской области. Педагогический стаж 32 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Геннадьевна! Очень своеобразное соединение предлагаете Вы, я бы сказала, что эти занятия в какой-то мере ещё учат и артистичности, ведь дети могут ещё и "показать" того или иного героя сказки. Не сомневаюсь, что дошколята будут слушать подобные сказки снова и снова... Удачи Вам в работе!
Уважаемая Елена Геннадьевна! Полностью согласна с Ириной Николаевной,что самомассаж на основе р.н.с. не только разовьет речевой аппарат ребятишек, но и будет способствовать развитию творческих способностей.Творческих успехов!
У нас в ДОУ Логопункт и по положению логопед начинает заниматься с детьми только со старшего возраста, с 5 лет. Поэтому работа воспитателя в том ключе, в котором Вы её проводите с младшими дошкольниками, заслуживает самых больших похвал, уважаемая Елена Геннадьевна. Наши воспитатели утром и вечером проводят пальчиковый игротренинг и артикуляционную гимнастику, теперь я им с больший радостью преподнесу вашу идею «Русские народные сказки посредством самомассажа». СПАСИБО! Удачи Вам!
СКазки очень любят дети. Этот прием очень хороший. Вы молодцы. Спасибо. Ставлю 5.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.