Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития, поэтому перед воспитателями и родителями остро стоит задача – помочь детям дошкольного возраста овладеть связной речью, речью полноценного обучения и дальнейшего обучения в школе. Актуальность данной работы обусловлена проблемой развития речи и понимания у детей дошкольного возраста.
На занятиях по развитию речи дети сталкиваются с различными по значению словами: с синонимами, антонимами, поэтому воспитателю необходимо постоянно помнить, что правильность высказывания зависит от того, насколько ребенок передает смысл выбранного слова; правильно ли он понимает смысловое значение слова и точность словоупотребления.
В связи с этим определяются следующие задачи:
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игры для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Для детей дошкольного возраста использую игровые методы обучения, так они знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов. Дети играют в различные развивающие игры: дидактические, словесные, театрализованные и др.
Игры – занятия направлены на стимулирование речевой функции, речевого общения, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая решать задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания и игровых действий.
Дидактическая игра, представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Использование познавательной дидактической игры дает возможность работать с разными видами значения слова (понятийными, ситуативными, эмоциональными). Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – слова, предложения и т.д.
Например, при изучении темы «Прилагательное» используются игровые приемы, с помощью которых закрепляют следующие понятия «цвет», «форма», «размер». При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы.
В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка – любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. В дидактических играх дошкольники с интересом выполняют сложные задания, такие как составление сложных предложений с опорой на наглядный материал по словесным указаниям. При работе с предложением ребенок приобретает навыки развертывания, распространения, способность перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.
В дидактических играх на развитие навыков связной речи необходимо обращать внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по-разному. В играх на составление предложений, необходимо добиваться лучшей конструкции фразы в процессе рассказывания.
У ребенка дошкольного возраста наблюдаются сложные формы мыслительной деятельности. Ребенок интересуется не только содержанием услышанной речи, но и языковыми формами выражения мыслей, суждений, впечатлений.
Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный в предыдущих группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи по обучению навыкам связной речи могут эффективно решаться в ходе дидактических игр.
Список использованной литературы:
Автор: Сенаторова Марина Михайловна, воспитатель МОУ детский сад № 376, Тракторозаводский район, г. Волгоград. Вторая квалификационная категория, стаж работы по специальности 13 лет. Участие в педагогических конкурсах, публикации в интернете.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Марина Михайловна! Вы, наверное, очень старались, но, извините меня, ваша работа до конкурсной не дотягивает: очень скудный материал. Общие фразы о дидактических играх, не представлен свой опыт работы…
Уважаемая Марина Михайловна!К сожалению, присоединяюсь к словам коллеги. Творческих успехов!
Марина Михайловна, начали вы очень хорошо. Но этого маловато и игры можно было в презентации расписать. Удачи в конкурсе.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.