Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
За последние годы в детских садах наблюдается значительный рост количества детей младшего возраста, имеющих задержку речевого развития.
В возрасте трёх с половиной – четырёх лет такие дети имеют смазанную, нечёткую, часто лепетную речь. При логопедическом обследовании у детей отмечается смягчённое произнесение согласных звуков, межзубное произношение группы свистящих и шипящих звуков. Дети затрудняются выполнить простые артикуляционные и мимические упражнения, такие как «хоботок», почисти зубки», «лягушки», «лопатка», «надуй щёчки», «зажмурь глазки» и другие. Неумение выполнить или повторить то или иное упражнение говорит о том, что у ребёнка слабый или, наоборот, повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.
При беседах с родителями отмечается, что во время еды дети часто попёрхиваются, при ходьбе и беге падают, запинаются на ровном месте. Долго учатся правильно держать ложку, карандаш, им трудно выполнить захват пальчиками мелкого предмета. При более тщательном логопедическом обследовании, как правило, выше описанные признаки указывают на присутствие у ребёнка дизартрического компонента.
Учитывая пластичность детской нервной системы необходимо раннее воздействие на укрепление и развитие артикуляционной моторики.
Представленный практический материал в течение нескольких лет апробирован в детском саду «Светлячок» города Советский Тюменской области. Он полностью удовлетворяет потребности педагогов и интересен детям. Предлагаемое пособие поможет педагогу отработать с детьми младшего дошкольного возраста необходимые упражнения по укреплению мышц артикуляционного аппарата. Красочный картинный материал повысит эмоциональный настрой на занятии, стихи и загадки заинтересуют детей.
Каждое артикуляционное упражнение обозначено картинкой – символом и сопровождается небольшим по объёму стихотворением и загадкой. В одном случае педагог читает стихотворение и показывает упражнение, в другом случае – предлагает отгадать загадку и догадаться, какое упражнение нужно выполнить.
Разрезные карточки, удобны в работе, так как стихи располагаются с обеих сторон карточек. Педагог может использовать карточки, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Во время подгрупповой работы с детьми педагог, показывая ту или иную картинку – символ на обратной стороне карточки будет видеть не только тексты стихов и загадок, но и краткое описание выполнения упражнения.
Очень ценен и важен комплекс упражнений на укрепление мышц щёк и языка при лёгкой форме дизартрии, поскольку данный вид нарушения очень сложный в устранении и требует как можно ранней коррекционной работы. Упражнения в этом комплексе направлены главным образом на переключаемость и плавность движений языка, губ и щёк.
Авторы предлагаемого материала надеются, что предлагаемый материал будет полезен не только логопедам, воспитателям, но и родителям.
Автор: Караванова Ирина Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МАДОУ д/с «Ромашка», стаж работы 29 лет; Тузбакова Анжелика Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, МБДОУ д/с «Светлячок», Стаж работы 20 лет. Город Советский, Тюменская область, ХМАО – Югра.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые Ирина Анатольевна и Анжелика Николаевна! Богатый, умело подобранный материал найдут в вашей работе те, кто в силу своих профессиональных и родительских обязанностей занимается такой же важной деятельностью, как и вы. Всё компактно, наглядно. Желаю успехов!
Уважаемые Ирина Анатольевна и Анжелика Николаевна! Ваша работа очень актуальна и это верно, что необходимо раннее воздействие на укрепление и развитие артикуляционной моторики. Очень понравились картинки к артикулляционной гимнастике! Молодцы! Удачи Вам! И, конечно же, 5!!!
Уважаемые Ирина Анатольевна и Анжелика Николаевна!Отличная картотека упражнений. Наглядно, эстетично и практично!
Уважаемые Ирина Анатольевна и Анжелика Николаевна!Ваша работа- методическое пособие - бери и пользуйся. Молодцы !Твердая пятерка. Приглашаю к себе на страничку, познакомиться с моим опытом.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.