Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Наш Центр «СУВАГ» наряду с детьми с нарушенным слухом посещают дошкольники с нарушением интеллекта и РДА. В начале реабилитации это совершенно беспомощные дети: большинство из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится дома, в семье, воспитанника нашей группы приходится долго и упорно обучать. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.
Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами и которые в новой системе ценностей рассматриваются, как люди с особенностями развития, в том числе это относится и к умственно отсталым людям.
В условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
Процесс социализации умственно отсталого ребенка крайне затруднен, прежде всего, тем что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Обучая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями, невозможно достигнуть стремительно высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.
Главная задача, которую мы перед собой ставим – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяем в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
На первом этапе работы необходимо решить основные задачи – установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
Если педагог установил эмоциональный контакт с ребёнком, если появились эмоционально насыщенные формы такого контакта в игре, рисовании, если усилия педагога поддерживают родители, то можно приступать к развитию навыков взаимодействия педагога и ребёнка в более формальной учебной ситуации. Это уже второй этап работы.
Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. У наших детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.
Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Это очень сложный и важный аспект деятельности педагогов. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем.
В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.
Работая с нашими детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
Таким образом, с моей точки зрения наибольший эффект в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.
Автор: Яновская Татьяна Александровна, воспитатель Государственного бюджетного учреждения РС(Я) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ», г. Нерюнгри.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Татьяна Александровна! Я всегда очень трепетно отношусь к таким педагогам, как Вы, занимающимися с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это очень трудно и ответственно. Но ваша работа, по-моему мнению, не дотягивает до конкурсной, вы бы её могли разместить здесь как статью, знакомя педагогов со своей работой. А вот если бы вы к этому вступлению приложили практические материалы, например, как именно Вы "вовлекаете ребенка в индивидуальную и совместную деятельность", устанавливаете эмоциональный контакт - такая публикация была бы законченной. Удачи, дерзайте и всего Вам доброго.
Уважаемая Татьяна Алексеевна! Всё, о чём Вы пишете, важно, актуально, бесспорно. Но сколько бы ни говорилось о работе с такими детьми, одних слов мало. В Вашей работе хотелось бы УВИДЕТЬ что-то, а не прочитать общие положения и рассуждения. Одной фотографии явно недостаточно. Исправьтесь, пожалуйста, время ещё есть. Удачи!
Уважаемая Татьяна Алексеевна!Действительно, хотелось бы увидеть практический материал.
Уважаемая Уважаемая Татьяна Алексеевна! Я очень рада видеть землячку - 10 лет прожила в Нерюнгри, сама родом из Якутии. И с сожалением присоединяюсь к коллегам. Думаю, вы учтете все пожелания и в будущем представите на конкурс соответствующие работы. А то, что вам есть, чем поделиться, я уверена!
Я тоже очень рада Вас видеть. Это была пробная работа. В дальнейшем учту все пожелания
.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.