Регистрация

Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

  • 31 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Наш Центр «СУВАГ» наряду с детьми с нарушенным слухом посещают дошкольники с нарушением интеллекта и РДА. В начале реабилитации это совершенно беспомощные дети: большинство из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится дома, в семье, воспитанника нашей группы приходится долго и упорно обучать. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.

Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами и которые в новой системе ценностей рассматриваются, как люди с особенностями развития, в том числе это относится и к умственно отсталым людям.

В условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Процесс социализации умственно отсталого ребенка крайне затруднен, прежде всего, тем что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Наши дети

Обучая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями, невозможно достигнуть стремительно высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.

Главная задача, которую мы перед собой ставим – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяем в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

На первом этапе работы необходимо решить основные задачи – установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.

Если педагог установил эмоциональный контакт с ребёнком, если появились эмоционально насыщенные формы такого контакта в игре, рисовании, если усилия педагога поддерживают родители, то можно приступать к развитию навыков взаимодействия педагога и ребёнка в более формальной учебной ситуации. Это уже второй этап работы.

Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. У наших детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.

Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Это очень сложный и важный аспект деятельности педагогов. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем.

В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.

Работая с нашими детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Таким образом, с моей точки зрения наибольший эффект в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.

Автор: Яновская Татьяна Александровна, воспитатель Государственного бюджетного учреждения РС(Я) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ», г. Нерюнгри.

2.8 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 17)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 02.02.2013 в 22:36

Уважаемая Татьяна Александровна! Я всегда очень трепетно отношусь к таким педагогам, как Вы, занимающимися с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это очень трудно и ответственно. Но ваша работа, по-моему мнению, не дотягивает до конкурсной, вы бы её могли разместить здесь как статью, знакомя педагогов со своей работой. А вот если бы вы к этому вступлению приложили практические материалы, например, как именно Вы "вовлекаете ребенка в индивидуальную и совместную деятельность", устанавливаете эмоциональный контакт - такая публикация была бы законченной. Удачи, дерзайте и всего Вам доброго.

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна 03.02.2013 в 19:55

Уважаемая Татьяна Алексеевна! Всё, о чём Вы пишете, важно, актуально, бесспорно. Но сколько бы ни говорилось о работе с такими детьми, одних слов мало. В Вашей работе хотелось бы УВИДЕТЬ что-то, а не прочитать общие положения и рассуждения. Одной фотографии явно недостаточно. Исправьтесь, пожалуйста, время ещё есть. Удачи!

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 06.02.2013 в 10:39

Уважаемая Татьяна Алексеевна!Действительно, хотелось бы увидеть практический материал.

Светлана Евгеньевна Первенецкая

Светлана Евгеньевна Первенецкая 16.02.2013 в 09:01

Уважаемая Уважаемая Татьяна Алексеевна! Я очень рада видеть землячку - 10 лет прожила в Нерюнгри, сама родом из Якутии. И с сожалением присоединяюсь к коллегам. Думаю, вы учтете все пожелания и в будущем представите на конкурс соответствующие работы. А то, что вам есть, чем поделиться, я уверена!

Яновская Татьяна Александровна

Яновская Татьяна Александровна 23.02.2013 в 11:32

Я тоже очень рада Вас видеть. Это была пробная работа. В дальнейшем учту все пожелания
.

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:14

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!