Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности…
Г. Н. Волков.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Центральное место отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.
Поэтому я обратила внимание, что проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Важно помочь дошкольникам освоить богатство родного языка, и успешно развивать их эмоционально-мыслительную сферу.
Сегодня одной из самых актуальных задач является развитие коммуникативных умений детей; показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к народному фольклору, обогащение словарного запаса детей.
Таким образом, актуальность опыта определяется огромной ролью, которую играет народный фольклор (потешки, загадки, пословицы, поговорки) в развитии коммуникативных и художественных умений ребенка в интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью их методическими разработками по развитию речи детей средствами малых форм фольклора.
Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.
Эффективность и практическая значимость:
В процессе моей работы по развитию речи и коммуникативных способностей детей были замечены следующие изменения:
Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работу строили на следующих основных принципах:
Исходя из анализа методической литературы по данной теме, я пришла к выводу о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
Методические рекомендации:
Предложенный сценарий и фото материал может быть использован педагогами дошкольных учебных учреждений, которых интересует вопрос знакомства детей старшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора во всех видах деятельности.
Литература:
1. Вход детей под русскую народную мелодию
2. Хоровод «Ой, сад во дворе» под русскую народную песню
3. Исполняется русская пляска детьми
Автор: Старостенко Галина Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 93» г. Краснодар Краснодарского края. Стаж работы 15 лет. Высшая квалификационная категория.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Галина Борисовна!Скачала ваш сценарий в копилку. Интересная, актуальная тема, добротный сценарий.Творческих успехов Вам!
Здравствуйте Галина Борисовна! Красивые костюмы,интересный сценарий! Успехов в работе!!! Вам 5.
Уважаемая Галина Борисовна! Частушки, загадки, заклички, пословицы и поговорки составляют незыблемый пласт русской культуры, к которому стоит обращаться в течение всей жизни. Хорошо, что Вы знакомите с малыми формами фольклора малышей .Думаю, что они смогут и в дальнейшем использовать их в своей речи.
Уважаемая Галина Борисовна! Прекрасный праздник. Очень символично, что детей встречают Хозяйка с Хозяином. А то мы привыкли, что на всех праздниках фольклорных у нас одни Хозяюшки... И интересным новшеством для меня стало то, что дети приходят на праздник (в гости) группами. Интересное решение, создаётся впечатление, что действительно постепенно прибывают гости. И, конечно, богатый фольклорный материал. Спасибо за распространение вашего опыта.
Уважаемая Галина Борисовна, работа замечательная. В наше время,почему то стали забывать о народном творчестве,а ведь следующие поколения должны помнить и знать его. Это действительно важно. Спасибо!
Занятие интересное! Костюмы у детей красивые, яркие! Настоящее ощущение, что вернулись к нашим прошлым русским народным истокам. Спасибо.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.