«В загадках отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку;
в ней, более древней по форме и происхождению,
открылся полный простор для творческой фантазии народа»
Д.Н.Садовников.
В своей работе мы педагоги очень часто используем загадки. А что это такое, не задумываемся. Это побудило меня изучить тему «Загадки» и написать статью. В статье я рассказываю о назначении загадок, раскрываю понятие, главную особенность и цель создания загадок. Затронула вопрос условий отгадывания загадок, порядок мыслительных операций при отгадывании загадок. А также подобрала материал и ознакомила с ним педагогов в детском саду. Использовала на занятиях с детьми по сочинению с детьми загадок. Придуманные загадки использовала на новогоднем утреннике.
Надеюсь, статья пригодится педагогам вспомнить хорошо забытое старое.
Назначение загадки.
Человек начал создавать загадки в глубокой древности, используя загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и прочее. Наши далекие предки боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других опасностей, которые, им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчеркивались обычно их именами – характеристиками.
В целях обмана «злых людей» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие имена»: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых – Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу – Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка – невидимка, прикроет их ребенка от опасности и «порчи». Следы таких «профилактических» имен сохранились до наших дней в основах современных русских фамилий типа Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Глуповы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев вроде Иванушки – дурачка.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. Широко пользовались иносказательным языком скоморохи, нищие.
Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, свадебный обряд и другие. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а то и саму жизнь.
С течением времени, загадка становится дидактическим средством – средством обучения детей. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.
Что такое загадка?
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах. Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком – и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ – «гвоздь в сапоге» - подчеркивает оригинальность остроумной загадки – шутки.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и другое. С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемый в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного – цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он прыгает легко: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко; в другой – о характере его движения: По полю скачет – ушки прячет, встанем столбом – ушки торчком; в третьей – о защитной способности менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.
Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.
Воспитательные и образовательные возможности загадки:
Условия отгадывания.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому прежде всего не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
Обучение умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. А приобретаются знания во время наблюдений, опытов, занятий, дидактических игр, трудовой деятельности, чтения художественной литературы, прогулок. Экскурсий.
Порядок мыслительных операций при отгадывании загадок:
Например: загадка «Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызет кору».
1. Шапка бегает – это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу – прием исключения). Шапка – предмет небольшой, значит, и существо небольшое (прием сопоставления).
2. Вопрос – где? В загадке сказано в лесу. Значит животное не домашнее, а дикое (прием исключения).
3. Признак – у кустов грызет кору. Ни медведь, ни белка, ни лиса не грызут кору (прием исключения). Может это заяц? (предположение, гипотеза).
Соотносим все найденные признаки (синтез): небольшое дикое животное, живет в лесу, бегает по нему, мех его идет на шапки, грызет кору. Да, это заяц (вывод).
Литература: Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998 г.
Автор: Мадеева Надежда Борисовна, воспитатель детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» с приоритетным осуществлением физического развития», с. Горки, Шурышкарский р-н, ЯНАО.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Надежда Борисовна! Очень хорошо,что вы познакомили педагогов своего детского сада с такой интересной темой. Очень бы хотелось прочитать загадки, которые вы сочинили вместе с детьми!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.