Регистрация

Развитие диалогической речи дошкольников в игре

  • 16 декабря 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

 Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. 

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

  • Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
  • Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге: 

– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

    Поэтому необходимо:

    1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

    2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

    3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

    В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Результаты практической деятельности по реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.

    Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

    Исходя из эффективности в реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», я рекомендую педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать в практической деятельности указанную технологию.

    Приложение: Презентация.

    Список литературы

    1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.
    2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. №10. – с. 82-90.
    3. Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.
    4. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. №12. – с. 91-93.
    5. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Современность, 1999. – 363с.
    6. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 1999. – с.204-208.
    7. Колодяжная Т.П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
    8. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
    9. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
    10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

    Автор: Ларюшкина Елена Леонидовна, воспитатель 1 квалификационной категории, Детский сад № 95, г. Каменск – Уральский Свердловской области. Педагогический стаж 19 лет. Участие в мероприятиях детского сада, города, области, проведение практики студентов педагогического колледжа.

    4.4 из 5 звезд
    (голосов: 7, сумма баллов: 31)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (7)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Светлана Евгеньевна Первенецкая 19.12.2012 в 12:02

    Уважаемая Елена Леонидовна! Какую важную работу вы ведете со своими детьми. Ведь для человека, как существа социального, необходимо общение. В наше время развития информационных технологий и взрывной популярности социальных сетей необходимо научить детей общаться "вживую". Результаты мониторинга впечатляют. Удачи вам! + 5

    Наталья 21.12.2012 в 17:14

    Очень близка эта тема,работа очень важна. Очень хорошие результаты. Вам 5.

    Амосова Светлана Александровна 23.12.2012 в 05:28

    Хорошо представленный и актуальный педагогический опыт. Оценка 5! Буду рада Вашему визиту.

    Ирина Владимировна 07.01.2013 в 16:48

    Уважаемая Елена Леонидовна! Так как особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников, дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными и они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, ваша работа по теме никогда не потеряет актуальности. "Добротно" разработанный материал, интересная презентация, результат "налицо".Желаю Вам творческих успехов!

    Олеся Викторовна 19.02.2013 в 19:59

    Очень хороший материал! +5. Жду на своей страничке

    Мистер Лололошка 17.01.2014 в 23:41

    Как скачать?

    Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:22

    Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!